Знаменитые коллекционеры: Изабелла Стюарт Гарднер — 2 часть

Май 18 • антиквариат • 2060 Просмотров • Комментарии ()

Джон Сарджент «Портрет Изабеллы Стюарт Гарднер»

Эксцентричная миссис Джек

В жизни Изабеллы Гарднер начался новый период. Весной 1867 года Гарднеры совершили длительное путешествие по Европе, посетив страны Скандинавии, Россию, Австрию, но особенно задержавшись в Париже. Это совместное путешествие стало лишь первым из череды многих. В 1874 году Изабелла и Джек Гарднеры отправились в новую поездку, теперь на Средний Восток, а в 1880 годах совершили кругосветное путешествие, захватив Америку, Европу и Азию.
У себя дома неугомонная миссис Гарднер также жаждала деятельности. Ее наряды по-прежнему возмущали бостонцев, а острый язычок и взбалмошное поведение тревожили пуританское общество. К тому же Изабелла научилась находить удовольствие в том, чтобы дразнить бостонских кумушек. Она вернулась к активной социальной жизни и с огромным интересом участвовала во всех общественных мероприятиях от симфонических концертов до бейсбольных матчей. Ей пришлось воспитывать троих мальчишек-племянников, которых Гарднеры взяли на свое попечение после смерти брата Джека Джозефа. Помогая мальчикам с уроками, Изабелла почувствовала поверхностность своего собственного образования, и, решив исправить ситуацию со свойственной ей эксцентричностью, прослушала в Гарварде курс лекций известного историка искусств Чарльза Элиота Нортона.
В это же время она начала устраивать в своем бостонском доме литературные салоны и концерты, подружившись с такими выдающимися художественными деятелями своего времени, как живописцы Джеймс Уистлер и Джон Сарджент, писатели Фрэнсис Мэрион Кроуфорд и Генри Джеймс. Считается, что миссис Джек послужила прототипом для Изабеллы Арчер в «Женском портрете» Генри Джеймса (1881 г). Также дружба с Изабеллой Гарднер наложила отпечаток на образ Милли Тил в его романе «Крылья голубки» (1902 г.).
Помимо литературы и изобразительного искусства Изабелла Гарднер увлекалась спортом (будучи ревностной фанаткой бейсбольной команды «Ред Сокс») и музыкой (активно поддерживая Бостонский Симфонический оркестр). Однажды, вероятно, в знак того, что эти два увлечения занимают в ее сердце равное место, она явилась на концерт симфонического оркестра в белой налобной повязке с логотипом любимой команды, погрузив собравшееся чопорное общество в состояние, близкое к панике. Впрочем, возможно это был лишь один из множества анекдотов о миссис Джек – Изабелла Гарднер их с удовольствием выслушивала и даже сама сочиняла, приговаривая: «Не надо портить хорошую историю правдой».

Коллекция антиквариата и искусства

В 1873 году Изабелла Гарднер приобрела первое полотно, положившее начало ее художественной коллекции – этюд французского художника Эмиля Жака, изображавший овец под деревом. В дальнейшем собрание живописи Гарднер медленно, но неуклонно пополнялось работами, которые она привозила из своих путешествий. Наряду с полотнами известных художников миссис Джек с огромным удовольствием собирала предметы прикладного искусства или просто декоративные объекты, чем-то привлекшие ее внимание и купленные в Египте, Турции или на Дальнем Востоке.
В 1888 году Изабелла Гарднер приобрела первое действительно значимое произведение своей коллекции – «Мадонну» испанского живописца Франсиско Сурбарана. Но лишь в конце 90-х годов коллекция Гарднеров начала пополняться систематически, превратившись в первоклассное собрание живописи, скульптуры, гобеленов, серебра, керамики и манускриптов, антиквариата. Советчиком и посредником в приобретении живописных полотен часто выступал Бернард Беренсон, с помощью которого было приобретено более 70 ценных художественных работ. Однако Изабелла Гарднер не только покупала полотна старых мастеров, но и поддерживала современных художников, став для некоторых из них не только покровительницей, но и музой.

Покровительница и муза

Бостонский дом Изабеллы Гарднер был центром притяжения для музыкантов, писателей и художников, которые вращались в круге миссис Джек, как планеты вокруг Солнца. Однако порой в этой солнечной системе появлялись звезды, затмевавшие своим сиянием саму хозяйку. Одним из таких объектов астрономической величины стал художник Джон Сингер Сарджент, коллекция работ которого сегодня составляет гордость музея Изабеллы Гарднер.
Впервые с творчеством Сарджента Изабелла Гарднер познакомилась в начале 80-х годов, когда ее кузен по мужу Томас Кулридж приобрел знаменитую сегодня работу художника «Халео». Полотно произвело на миссис Джек такое впечатление, что она выпросила его «взаймы» и обустроила целую комнату под «выставочный зал» для одной этой работы – стоит ли говорить, что, пораженный таким рвением, владелец картины в результате подарил его своей неподражаемой кузине.

Знакомство с самим художником, американцем по происхождению, живущим в Англии, Изабелла Гарднер свела в 1886 году, когда их представил друг другу Генри Джеймс. Спустя год Джон Сарджент по приглашению Изабеллы Гарднер посетил Бостон, чтобы написать ее портрет. Задание оказалось не из легких: неугомонный характер модели просто не позволял ей сидеть неподвижно, что раздражало художника и чуть было не заставило его отказаться от своего замысла. Добиться нужного результата удалось лишь с девятой попытки – но Изабелла Гарднер была покорена. Получившуюся работу она считала лучшим своим портретом, и даже лучшим портретом, вообще написанным Сарджентом. Ее муж не разделял эту точку зрения – «Это похоже на черт знает что, но это похоже на тебя», — писал он ей в письме, нехотя признавая, что Сардженту, хотя и в довольно необычной форме, удалось передать саму сущность эксцентричной Изабеллы.

Это известное на рынке антиквариата полотно изображает сорокавосьмилетнюю даму в черном платье с ниткой крупного жемчуга, дважды обвитой вокруг тонкой талии. Изабелла Гарднер изображена на фоне итальянской парчовой завесы пятнадцатого века, рисунок на которой Сарджент увеличил примерно в три раза, таким образом, что он стал напоминать нимб. Известно, что Генри Джеймс называл этот портрет «Византийской мадонной». Однако бостонское общество, которому была представлена работа, оценила ее совсем иначе. Декольте было сочтено слишком откровенным, обнаженные руки – неподобающими, нитка жемчуга – двусмысленной, аллюзии на священные изображения – кощунственными. Сдержанный по сегодняшним меркам туалет вызывал в Бостоне викторианской эпохи такое возмущение, что муж Изабеллы запретил ей выставлять где-либо этот портрет, и он до самой смерти миссис Джек хранился в особой комнате дома, куда не было доступа посторонним.
Помимо этого известного портрета, существуют и другие картины, запечатлевшие миссис Гарднер – например, полотно 1885 года, выполненное Джеймсом Уистлером пастелью, или импрессионистская работа Андерса Зорна «Изабелла Стюарт Гарднер в Венеции» (1894 г.), которая больше всего нравилась самому Джеку Гарднеру. Особого внимания заслуживает последний портрет Изабеллы Гарднер, написанный в 1920 году – и вновь Джоном Сарджентом. Этот акварельный портрет был выполнен вскоре после поразившего Изабеллу инсульта. Однако работа не оставляет тяжелого впечатления – вместо человека, изнуренного борьбой с тяжелой болезнью, мы видим умиротворенную пожилую даму и буквально ощущаем проникновенную нежность, которую художник испытывает к своей давней подруге.
Сегодня в музее Изабеллы Гарднер хранятся двадцать две живописные работы Джона Сингера Сарджента, девять его медальонов, картуш и два альбома с эскизами.

Related Posts

« »