vasnetsov

Живопись Виктора Васнецова

Сен 18 • Виктор Михайлович Васнецов, русская живопись • 698 Просмотров • Комментарии отключены

vasnetsovВиктор Михайлович Васнецов

Сказочно-былинная живопись Васнецова знакома каждому с детства. Но не только герои сказок стали персонажами его полотен, были в творчестве художника и другие мотивы.

Виктор Васнецов родился в селе Лопьял нынешней Кировской области в семье сельского священника. Будущий живописец обучался этому искусству в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге, а затем в Академии художеств. Творческий путь мастера делится на несколько периодов, соотносящихся с изменениями в стране и с его мировоззренческими установками.

Живопись Виктора Васнецова

Васнецовская живопись раннего периода отвечает принципам социальной критики передвижников. Примером тому служат такие полотна, как «С квартиры на квартиру» (1876) или «Преферанс» (1879). Тонкая, добрая ирония и глубокое сострадание к героям картин — городской бедноте с её нуждой, мещанам с их унылым образом жизни у живописца, как у Фёдора Достоевского, неразделимы.

В конце 19 века Васнецов воплощает в своих работах историческую реальность поразительной достоверности в сочетании с фантастической легендой. Живопись художника этого периода обладает декоративностью модерна, в основу которого положен символизм с его размытыми границами между реальностью и сказкой. Самые известные картины — «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Три царевны подземного царства» (1881), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897), знаменитое эпическое полотно «Три богатыря» (1898). Герои самой популярной картины художника — былинные русские богатыри Алёша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец, изображённые верхом на конях, стерегущими границы Руси. Былинная тематика делает живопись Васнецова неизменно притягательной для зрителя всех возрастов. Ее репродукции того времени — предмет коллекционирования для любителей русского антиквариата.

В годы Октябрьской революции и последующих за ней событий творчество Васнецова отличается сложными, подчас мрачными переживаниями художника. В его работах «Царевна-Лягушка» (1901-1918) и «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1913-1918) многие видят аллегорию и воплощение тревоги автора, вызванной происходящими в России событиями. В конце творческого пути Виктор Михайлович написал несколько портретов, представляющих несомненную ценность для любителя живописи. Один из них остался неоконченным — портрет художника Михаила Васильевича Нестерова (1926).

Живопись Васнецова и прикладное искусство

Конец 19 века был для Виктора Васнецова тем периодом, когда он активно проявлял себя в оформительском искусстве. Наиболее яркие примеры этого — эскизы Виктора Михайловича к постановке «Снегурочки» — пьесы Николая Островского на домашней сцене московского мецената С. И. Мамонтова (1881-1882), а позднее — к «Снегурочке» Николая Римского-Корсакова в мамонтовской частной опере (1885).

Панно «Каменный век», созданное в 1883-1885 годах для московского Исторического музея — прекрасный образец декоративной живописи Васнецова, на котором избражены древние предки славян. Самое монументальное произведение мастера — роспись Владимирского собора в Киеве в 1885-1896 годах, где обновление византийских канонов гармонично сочетается с лиричностью и личностностью образов, в обрамлении фольклорного орнамента.

Творчество Васнецова внесло неоценимый вклад в архитектуру. Русский стиль для художника — это сочетание органической целостности с многообразием форм и декором. Он участвовал в разработке нескольких архитектурных композиций, в том числе фасада Третьяковской галереи в 1906 году.

Большинство полотен кисти Виктора Васнецова хранится в Москве, в Третьяковской галерее. Живопись этого художника можно также увидеть в Музее имени братьев Васнецовых в Кирове.

Related Posts

« »