Жертвы провенанса или зачем воровать шедевр?

Июл 8 • антиквариат, арт • 2657 Просмотров • Комментарии ()

Винсент Ван Гог «Маки», 1887 г.

Громкие преступления в истории арт-рынка

Картина Винсента Ван Гога «Маки» или «Ваза с цветами» известна тем, что была украдена дважды за три десятка лет. Впервые из египетского музея Махмуда Халиля полотно было украдено в 1978 году. Тогда на поимку преступников и возврат шедевра потребовалось целых десять лет. Вторая попытка кражи была совершена в 2010 году, а когда в течение недели картину вернули, оказалось, что это копия. Чем же так привлекательны для грабителей предметы искусства? Они отнюдь не относятся к категории «легкая добыча»…

Ежегодно в лондонском отделении всемирного Регистра пропавшего искусства (ALR – Art Loss Register)составляют и обнародуют список художников, чьи картины наиболее часто воруют из музеев и частных коллекций.

Art Loss Register представляет собой компьютеризированную базу данных, куда заносится информация относительно всех украденных и пропавших без вести произведений искусства, а также предметов, представляющих коллекционную или антикварную ценность.

Десятка самых похищаемых авторов

Пабло Пикассо «Голова женщины», 1939 г.

Список художников, чьи картины становились добычей грабителей чаще всего, возглавляет Пабло Пикассо. Этот факт не кажется странным с учетом продуктивности основателя кубизма – за всю жизнь художник написал более 20 000 полотен. Из них числятся в списках украденных 1147 картин. Известен случай, когда грабители угнали грузовую машину, перевозившую картины Пикассо, Ботеро и Чильида из выставки в Кельне обратно в испанские музеи. В грузовике было больше двух десятков картин общей стоимостью около 5 млн. евро. Ни одна из них до сих пор не найдена. Последней украденной работой великого испанца числится «Голова женщины», которая пропала из Национальной галереи Греции в январе текущего года.

Второе место в списке самых популярных среди воров художников занимает не слишком известный американский живописец Ник Лоуренс. У него украли 557 картин, причем большинство из них «оптом» в 2004 году.

Следующим в этом рейтинге идет франко-белорусский художник Марк Шагал. В розыске находится 516 картин знаменитого авангардиста. Интересна история возвращения одного эскиза витебского мастера, который был украден из Еврейского музея в Нью-Йорке в начале 2002 г. Наброску под названием «Над Витебском» выпала судьба политического заложника. На второй день после исчезновения с администрацией музея связалась некая организация, называющая себя Международным комитетом за искусство и мир. «Активисты» предложили вернуть картину в обмен на установление мира между Израилем и Палестиной. Картина была возвращена немного позже работником почтовой службы, обнаружившим полотно в одной из неотправленных посылок.

На четвертом и пятом месте печального списка находятся Карел Аппель и Сальвадор Дали с разницей в одну картину. Было украдено 505 работ авторства голландского скульптора и живописца и 504 полотна кисти знаменитого испанца соответственно. Одна из самых известных украденных картин великого сюрреалиста – полотно «Два балкона» – пропало в 2006 году и не найдено до сих пор.

Также в десятку авторов самых похищаемых произведений искусства вошли Жоан Миро (478), Дэвид Левин (343), Энди Уорхол (343), Рембрандт (337) и Петер Рейнеке (336). Как видим, художники, завершающие рейтинг, расположились очень тесно.

Что касается российских живописцев, то их полотна воруют не настолько часто. Особой популярностью среди отечественных воров являются работы мастеров XIX века. Самым «похищаемым» российским художником считается Иван Айвазовский. С начала 90-х годов прошлого века пропало более 50 полотен, принадлежащих кисти великого мариниста.

Самые громкие и дерзкие кражи

Леонардо да Винчи «Мона Лиза», 1514 — 1515 гг.

Порой дерзость, с которой совершаются кражи картин, поражает воображение. Еще бы – на кону стоят суммы от сотен тысяч до десятков млн долларов. Особого внимания стоят два известнейших по своему размаху преступления.

Да будет вам известно, что Мону Лизу похищали. Сделал это в 1911 году работавший в то время в Лувре маляр. Воспользовавшись отсутствием персонала музея в зале, он спрятал шедевр Да Винчи под грязный халат и беспрепятственно вынес из музея. Картина нашлась в 1913 году, когда вор попытался продать ее торговцу антиквариатом. Кстати, именно после возвращения в Лувр, ее популярность у посетителей возросла в разы.

Второе преступление поражает не столько репутацией похищенного, сколько количеством. Поскольку почти три сотни шедевров мирового искусства на сумму в 1 млрд. долларов похитил один человек.

Вора-эстета зовут Стефан Брайтвизер. Долгое время он был недосягаем для полиции и Интерпола, поскольку большинство украденных им предметов искусства оседало в его частной коллекции, а во время краж он действовал с поистине ювелирной аккуратностью. Однажды его подвело собственное стремление к совершенству – через два дня после очередной успешной «операции» он вернулся на место преступления, чтобы уничтожить отпечатки пальцев. Там он был задержан полицией и осужден на 3 года лишения свободы.

Стефан Брайтвизер

Узнав про арест сына, его мать помчалась к нему на квартиру и уничтожила около 60 шедевров. Остальные она погрузила в машину, отвезла к реке и сбросила в воду. Только чудом, благодаря случайному прохожему, удалось обнаружить и спасти со дна реки 110 предметов искусства. Узнав про совершенный матерью поступок, Брайтвизер совершил попытку самоубийства, но был спасен сотрудниками полиции.

Выйдя из тюрьмы, величайший вор написал книгу, где подробно описал все свои преступления. С особым восторгом он писал о выборе объектов похищения. Как говорил на суде свидетель обвинения Жан Лоренц, директор Musée d’Unterlinden в Кольмаре, что во Франции: «эстетический вкус у этого человека за годы краж сформировался безупречный».

Впрочем, несмотря на выпущенную книгу, ему не удалось начать законопослушную жизнь. Через пару лет он сорвался и принялся за старое. В 2011 году Стефан Брайтвизер был снова арестован. В его квартире нашли около трех десятков картин, подобранных со все тем же безупречным вкусом.
Чаще все же мотивы ограблений музеев и частных коллекций более прозаичны. Эксперты считают, что кражи предметов искусства могут преследовать одну из двух целей. Экспонаты стоимостью до нескольких миллионов долларов воруют, надеясь продать их на черном рынке. Кражи более дорогих картин, считают знатоки, совершаются только по заказу богатых коллекционеров ворами-профессионалами.

В Art Loss Register даже составили рейтинг стран, где происходит наибольшее количество краж предметов искусства. На первом месте оказалась Великобритания – там исчезает 40% из всех пропавших полотен. Учитывая тот факт, что английский арт-рынок один из самых развитых в мире и составляет десятую долю мирового оборота предметов искусства, цифра не кажется такой уж завышенной. На втором месте списка находится США – там украли 16% от общего числа исчезнувших картин.

по материалам сети Интернет

подготовлено Викторией Ковальчук

Related Posts

« »