Эдвард Мунк "Мадонна", 1894 г.

Загадка Эдварда Мунка. Не «Криком» единым. 2 часть.

Авг 12 • арт, аукционы • 2742 Просмотров • Комментарии ()

Первая выставка.

Эдвард Мунк «Летняя ночь (Ингер на берегу)», 1889 г.

Однако жизнь и творчество берут свое, и уже в 1889 году в студенческом клубе Мунк организовывает свою первую персональную выставку, на которой были представлены 110 его работ. Среди них знаменитая «Весна» и не менее известная «Летняя ночь». Норвежские критики встретили выставку в штыки, но именно благодаря ей о молодом Мунке узнали несколько влиятельных авангардных художников, и он получил государственную стипендию на трехлетнее обучение в Париже.
Во Франции 26-летний художник обучается в мастерской Леона Бонна, знакомится с работами Гогена, Писсарро, Мане, Дени, Сера, Серюзье, Вюйяра, Рансона, изучает старых мастеров. В Париже его застает весть о смерти отца, после чего Мунк пишет «Аллегорию смерти». Из Парижа художник переезжает в пригород, где пишет «Ночь в Сен-Клу», полотно, знаменующее зрелый период его творчества.

В 1892 году, по приглашению Союза берлинских художников, Мунк уезжает в Германию. Лето 1892 года Мунк проводит в Осло, где отчитывается за полученную стипендию и готовится к поездке в Германию. Хотя делает он это несколько неудачно – его обвиняют в расточительности — это не мешает его отъезду в Берлин. Здесь Мунк организовывает выставку, на которой он представляет 55 своих полотен, и которую со скандалом закрывают уже через неделю. Инициатором закрытия стал статусный живописец кайзеровского режима, один из главных представителей вильгельмизма, Антон фон Вернер.

Группа немецких художников во главе с Максом Либерманом выступила с протестом, дело дошло до самого германского императора. Кайзер Вильгельм вынуждает трех пребывавших на стороне Мунка членов Берлинской Академии отказаться от своих взглядов. Тем не менее, скандалом, образовавшимся вокруг норвежского живописца, заинтересовалась пресса. Особенно лестно о Мунке писали молодые поэты. Шумиха, образовавшаяся вокруг его имени, позволила Мунку провести выставки в Кельне, Дюссельдорфе, Лейпциге, Берлине. Мунк, потрясенный таким теплым приемом, решает остаться жить в Германии.

«Золотой» период.

Эдвард Мунк «Мадонна», 1894 г.

Мунк заводит знакомство с группой авангардистов – писателей, художников, критиков – известной под названием «Черный поросенок». Такое экзотичное название группа получила от названия кафе, в котором проводила свои встречи. Основным предметом дискуссий, исследований и творчества была Женщина. По иронии женщин в группе не было вообще. Эту традицию нарушил сам Эдвард Мунк: он привел в группу свою соотечественницу Дагни Юэль, которая впоследствии стала женой одного из ее участников, а именно — друга Мунка – польского писателя Станислава Пшибышевского. Именно Дагни Юэль стала моделью для картин Мунка из серии «Любовь»: «Мадонна», «Вампир», «Ревность», «Пепелище» и многих других.

Германский период жизни Мунка считается самым плодотворным. С 1892 по 1902 год им были написаны многие и лучшие полотна. В возрасте 29 лет Эдвард Мунк пишет сначала «Отчаяние», а потом и свой первый «Крик», который войдет в цикл «Фриз жизни». Мунк планировал создать цикл из трех серий картин – «Страх», «Любовь» и «Смерть». Именно эти мотивы проступают в большинстве его работ, например, в «Трех возрастах женщины».
Он хотел назвать этот цикл «Восемнадцать картин из современной жизни души». Но картин оказалось намного больше, и первоначальная идея претерпела изменения.

Начало конца.

Эдвард Мунк «Танец жизни», 1899-1900 гг.

В 1900 году в жизни художника появляется еще одна женщина – дочь богатого купца Тулла Ларсен. В отличие от богемно-распущенной Дагни и замужней Милли, эта девушка требует от любовника более конкретных, земных поступков, а именно – предложения руки и сердца. Свободолюбивый Мунк не планирует жениться и, в конце концов, их роман заканчивается неприятным инцидентом с ее мнимым самоубийством. При выяснении отношений случайно выстрелил револьвер, пуля повредила средний палец художника, который потом пришлось ампутировать.
После драматичного расставания с Туллой Ларсен, Мунк переживает очередной нервный срыв и на этот раз действительно попадает в психиатрическую больницу в Копенгагене. Там завязывается его дружба с лечащим врачом профессором Якобсоном. В этот период Мунк экспериментирует с фотокамерой и пишет множество автопортретов, в том числе и с фотоснимков.
Несмотря на сложное душевное состояние, финансовые дела у Мунка в это время идут прекрасно. В Европе о нем говорят, как о мастере равном Ван Гогу и Гогену. В 1909 году он из Дании возвращается на родину, где часто меняет места и живет попеременно в Осгорстранне, Крагере, Витстене, на острове Иелэйя.
Наконец в 1916 году Мунк покупает небольшое имение Экелю вблизи Христиании, где и проживет целых 28 лет — до самой своей смерти.

Итоги.

Эдвард Мунк «Желтое бревно», 1912 г.

Свои последние годы Мунк посвящает работе над триптихом «История», «Альма-матер» и «Солнце» для университета Христиании. Из его работ исчезают напряженность и страдание, он рисует спокойные пейзажи, людей за работой, приводит в порядок огромный архив. Возможно, познав славу при жизни, Мунк успел от нее устать и нашел умиротворение в своем имении.

Эдвард Мунк умер в 1944 году и встретил смерть в своем кресле. Очевидцы говорят, что перед смертью он читал «Бесов» Достоевского – книгу нашли у его ног.
О периоде его жизни и творчества, начиная примерно с 1910 года и до самой смерти, часто можно услышать, что Мунк стал «уже не тот». Последние три десятка лет жизни великого норвежца принято называть «периодом стагнации», хотя за эти годы Мунк написал несколько сотен полотен.

Однажды Эдвард Мунк сделал запись в своем дневнике, пообещав, что больше не будет рисовать интерьеры со скучными барышнями, а будет писать только то, что чувствует. Он сдержал слово. В картинах позднего периода преобладает наблюдательная отрешенность слегка усталого, но умиротворенного и довольного проделанной работой человека.
Как знать, может именно такой бывает осень настоящего Патриарха живописи, чьи произведения становятся топ-лотами на аукционах живописи?

Символ в работах художника. Почему об этом не говорят?

Интересным предметом для исследования является загадочный символ – ангелоподобная буква «i» на дальнем плане целого ряда полотен Мунка. В последний раз «i» появилась на полотне 1912 года под названием «Желтое бревно», но уже в поваленном состоянии. Загадка, которую возможно только предстоит разгадать…

по материалам сети Интернет
подготовлено Викторией Ковальчук.

Related Posts

« »