Японский фарфор — часть 2

Мар 8 • антиквариат, аукционы, японский фарфор • 8180 Просмотров • Комментарии ()

Пиала в стиле Какиэмон с традиционной росписью «Три друга зимы» (сосна, бамбук и слива, символизирующие в конфуцианстве стойкость, прямоту и скромность). Арита, Япония, 1690 – 1720 гг. Музей Виктории и Альберта, Лондон, Великобритания

Японский фарфор. Пиала в стиле Какиэмон. Кон. 17 — нач. 18 века. Музей Виктории и Альберта, Лондон

Японский фарфор Имари и Артиа

Наиболее известны и многочисленны в Европе и США изделия в стиле Арита, созданные на самой первой японской мануфактуре. Развитие техники Арита связано со знаменитым мастером по имени Сакаида Какиэмон. Именно он, изучая роспись оригинального китайского фарфора, разработал собственную технику надглазурной росписи «акаэ». При Какиэмоне на смену традиционной росписи в бело-голубой гамме, в которой изготовлялся фарфор для голландского рынка, пришла многоцветная роспись с доминирующим красным цветом. Стиль Какиэмон копировался мастерами Мейссена, Парижа и Лондона. Еще один знаменитый мастер той поры, Имаэмон, создал оригинальные стили надглазурной росписи «нисикидэ» или «сомэнсики» с использованием ярких красок (красной, синей, желтой, зеленой, пурпурной, золотой и т.д.). Японский фарфор этого периода очень ценится на рынке антиквариата,  и зачастую становится предметом страстной борьбы на аукционах.

Японский антикварный фарфор Имари также весьма популярен и, что называется, «на слуху». Однако выделять фарфор Имари в отдельный стиль не совсем верно. Эти изделия также производились в мастерских Ариты и предназначались на экспорт. Однако, поскольку фарфор производства Ариты отправлялся в порт Нагасаки морем через порт Имари, он получал таможенное клеймо Имари, благодаря чему и прославился в Европе как «фарфор Имари». Антикварный фарфор Арита, производившийся в эпоху Эдо (1603 – 1868 гг.) известен как Ко-Имари (Старый Имари). Также большую популярность на Западе имеет стиль Кинрандэ, в котором кобальтовая подглазурная роспись сочетается с богатой надглазурной росписью красной и золотой красками. По сюжетам и приемам эта техника близка китайской росписи того времени, однако отличается от нее цветовой гаммой – китайцы, почитая золотую краску сакральной, использовали для росписи в основном красный и зеленый цвета.

Японский фарфор стиля Кутани

Ваза в стиле Сайсики-Кинран. 19 век.

Еще один известный стиль антикварного фарфора Японии носит название Кутани в честь клана, глава которого, Тосихару Маэда, в середине 17 века послал мастеров на обучение в Ариту и основал собственное производство. Это положило начало стилю Ко-Кутани (Старый Кутани). По неизвестной доныне причине, производство фарфоровых изделий в Кутани в конце 17 века было резко прекращено и возобновлено лишь полтора столетия спустя, когда там начали изготовляться изделия в стиле, получившем название Сейко Кутани (Новый Кутани). В эпоху Эдо изделия Старого Кутани расписывались в пяти цветах (красный, зеленый, желтый, пурпурный, лазурный). Впоследствии, с применением европейских эмалевых красок, цветовая палитра Кутани обогатилась полутонами и золотой краской. Поздняя техника Кутани называется «сайсики-кинран» (роспись по золотой парче) – изделия в этом роскошном стиле были невероятно популярны как в самой Японии, так и в Европе.

Одновременно с массовым производством существовали и элитные мастерские, как, например, мастерская клана Набэсима, производившая изделия исключительно для аристократии и сегуна Японии. Этот фарфор отличался традиционной формой (наиболее многочисленны принадлежности для чайной церемонии) и расписывался сюжетами, более близкими вкусу самих японцев. Производство этого фарфора поначалу велось в особой печи в городе Арита, однако затем в целях секретности было перенесено на отроги горы Оковачияма.

Блюдо с надглазурной росписью. Производство Набэсима, период Эдо (17 век). Токийский национальный музей.

Возобновление регулярных поставок из Китая во времена империи Цин, растущая изоляция Японии, а также появление фарфоровых мануфактур в самой Европе значительно повлияли на спрос японского фарфора. Его доля на европейском рынке в середине 18 века существенно снизилась, уступив место китайским изделиям, копировавшим оригинальную японскую роспись. Лишь после Реставрации Мэйдзи в 1868 году западные страны вновь открыли для себя красоту японского фарфора. Тогда в Японии возникли многочисленные новые мануфактуры по его производству, и активные поставки японского фарфора на рынки Европы и США продолжались вплоть до начала Второй Мировой войны.

Японский фарфор на современном рынке антиквариата

Сегодня выбор японских фарфоровых изделий на западном антикварном рынке сравнительно велик. Стоимость редкого блюда с клеймом Набэсима или сосуда росписи Какиэмона может исчисляться в десятках и даже сотнях тысяч долларов. Однако многие японские фарфоровые изделия 19 века более доступны по цене, благодаря чему поклонники восточной культуры имеют возможность пополнить свою коллекцию редкостей фарфоровым набором для чайной церемонии или украсить интерьер старинной японской вазой. Без сомнения, такое приобретение привнесет свою ноту и в дизайн, и в саму атмосферу жилища – ведь фарфор, как и многие другие произведения прикладного искусства Японии, издавна является частью не только культуры, но и философии этой страны.

Related Posts

« »