Кома-Ину, защитник от злых духов. 19 век

Японский фарфор — часть 1

Мар 2 • антиквариат, аукционы, японский фарфор • 3907 Просмотров • Комментарии ()

Кома-Ину, охраняющий от злых духов. 18 век

Кома-Ину, защитник от злых духов. 18 век

Значение японского фарфора

Антикварный японский фарфор воплощает в себе все наши представления об искусстве этой древней и загадочной для европейцев страны. Изящная лаконичность формы, утонченность росписи, ослепительная белизна и прозрачное сияние этой поистине драгоценной керамики привлекают очарованное внимание как «профессиональных» коллекционеров, так и поклонников японской культуры. Японский фарфор, доживший до до современности, высоко ценится на рынке антиквариата,  и зачастую становится главным лотом на антикварных аукционах.

Японские традиции производства гончарных изделий насчитывают не одно тысячелетие. Именно на территории этого островного государства была найдена древнейшая в мире керамика возрастом приблизительно 12000 лет. Однако технология изготовления фарфора пришла в Японию относительно недавно, в 17 веке. Процесс возникновения собственного фарфорового производства оказалась тесно связана с политической историей страны.

История японского фарфора

Фарфоровая плитка с росписью. 18 век

В 1592 году знаменитый военачальник Тоётоми Хидэёси, объединив под своим началам раздробленную Японию, вторгся на территорию Кореи. После четырех месяцев кровопролитной войны японцы захватили Сеул. Здесь счастье отвернулось от Хидэёси, и захватчики были постепенно изгнаны с Корейского полуострова, однако забрали с собой множество пленников, среди которых оказались и фарфоровых дел мастера.

Японцы лелеяли честолюбивую мечту о создании собственного фарфорового производства. Но для этого, помимо знания технологии, необходимо было особое сырье – белая глина каолин. Этот материал был найден на горе Изуми близ поселка Арита, где к тому моменту существовало традиционное гончарное производство. Вскоре по технологиям, выведанным у корейцев, здесь были созданы и первые японские фарфоровые изделия.

Интерьерное блюдо. Арита. 17 век

В начале 17 века они производились в единичном количестве и, поначалу довольно грубо копировали корейские аналоги, как по форме, так и по декору. Однако уже к середине века роспись фарфора радикально изменила стиль, а производство выросло тысячекратно. В течение всего лишь 60 лет, прошедших со времени основания фарфорового производства, было изготовлено более двух миллионов изделий из этого материала!

Эволюция японского фарфора

Самым удивительным было то, что на внутреннем рынке Японии фарфор большим спросом не пользовался. Крестьянам, составлявшим основное население японских островов, подобная ценная и хрупкая утварь была ни к чему. А относительно немногочисленные японские аристократы и богатые торговцы, конечно, не могли стать главными потребителями такого огромного количества фарфора. Более того, производимые в Арите сосуды, вазы, соусники и блюда не следовали традициям японской керамики и поначалу совершенно не отвечали вкусу японцев. Дело в том, что львиная доля японского фарфора в это время шла на экспорт.

Виной тому вновь оказалась политическая ситуация. В середине 17 века основной мировой производитель фарфора, Китай, боролся с маньчжурскими захватчиками, и поставки фарфора стали нерегулярны. В Японии же, где после воинственного Хидэёси к власти пришел сёгун Токугава Иэясу, установился мир и относительная стабильность. Правда, японское правительство вело политику изоляции страны от внешнего мира, поэтому торговые связи Японии с Европой ограничивались Ост-Индской компанией, получившей эксклюзивные права на торговлю с островами, причем только через один порт – Нагасаки. В поисках альтернативы китайскому фарфору, цена на который в очередной раз сравнялась с золотом, предприимчивые голландцы и обратили внимание на небольшую мастерскую в Арите, находившейся недалеко от Нагасаки.

Гончарная ступенчатая печь в городе Махико

Работа под европейский заказ нисколько не умаляет художественной ценности антикварного японского фарфора. Производство и техника росписи фарфоровых изделий стремительно совершенствовались. На смену небольшим однокамерным печам корейского образца пришли многокамерные «ступенчатые» печи, у которых трудились десятки мастеров фарфорового дела. Фарфор приобретал все большую значимость для японской национальной культуры, став, например, частью знаменитой чайной церемонии.

Related Posts

« »