Цена Афины в третьем тысячелетии, 2 часть

Янв 21 • антиквариат, аукционы • 2252 Просмотров • Комментарии ()

«Мужчина в золотом шлеме», Рембрандт

«Мужчина в золотом шлеме», Рембрандт

Скандал в Берлинском музее

В 1985 подобное предположение стало причиной грандиозного переполоха, переросшего в скандал, основанный на результатах технического исследования и технологии изобразительного искусства. Выставленная в то время в Берлинском музее, восхитительная, чарующая и таинственная «Афина Паллада», переполненная духом своего великого создателя, оказалась вовсе не его шедевром. Казалось, «Мужчина в золотом шлеме», как еще называли картину, словно хранил в глубине своих живых глаз тайну виртуоза, его исполнившего. Того гения, который вложил в него весь свой талант, передал ему свою душу и наполнил необыкновенным светом. Тем не менее, руководство Берлинского музея пришло в замешательство, когда результаты экспертизы показали, что полотно действительно нарисовано не великим маэстро. А распознать почерк столь искусного художника, рисовавшего в его манере, не представляется возможным. Как следствие, музейные хранители всего лишь скромно заменили подпись к картине, указав на ней на неизвестность художника.

Безымянный художник на аукционах антиквариата

Тем не менее, никто из искусствоведов не смог назвать полотно теперь уже безымянного художника безвкусицей. «Афина Паллада» как была, так и остается шедевром. Парадоксально, но даже при таком положении вещей, ценители искусства не смогли удержать хрупкое равновесие между признанием подлинного, но неизвестного гения, и громким именем, дарующим власть и деньги обладателям его полотен. Картина «Мужчина в золотом шлеме» дала толчок проверкам всех полотен, приписываемых до этого Рембрандту, составляющих коллекции антиквариата или выставляемых на аукционах.

Каково же было всеобщее разочарование, когда издание Хофстеде де Гроота (Каталог-резонэ произведений Рембрандта в 8-ми томах, изданный в 1916 году), упразднило его коллекцию с 1000 сначала до 700, после до 630 и, наконец, до 420 полотен. Проект по изучению картин Рембрандта в Амстердаме решительно настроен уменьшить и этот каталог. Из списка подлинников уже убраны такие известные полотна как «Польский всадник» и «Давид и Саул». Эти изображения по-прежнему считаются верхом изобразительного искусства, вот только известной подписи под ними уже нет.

Рембрандт

Рембрандт

Официальный Лондон, равно, как и Ее Величество Королева Великобритании, были крайне опечалены судьбой картин, представленных в Национальной галерее и собрании монаршей особы. В первом случае только шесть из 20 полотен были признаны аутентичными, во втором – практически ни одного. Это даже дало повод для возможного судебного разбирательства в отношении амстердамского Проекта, однако Англия не стала развивать далее это дело. New-York Times заявила, что давно позади XIX век, когда было принято считать, что только великий художник может сотворить нечто гениальное.

Рембрандт или не Рембрандт?

Нет ничего удивительного, что существовали художники, писавшие в манере Рембрандта столь же убедительно и ярко, как и великий маэстро. Грандиозные свершения в мире искусства всегда привлекают большое количество талантливых художников. Поскольку Рембрандт сам был человеком-школой, существующее ныне положение стоит рассматривать как победу демократии. Нью-Йорк таймс, надо полагать, не задумывалось, во сколько обошлось подобное поражение владельцам полотна «Афина Паллада».

Загадочная картина ни на секунду не приоткрыла завесу своих тайн, а ведь их у нее немало. И дело не ограничивается авторством или аутентичностью. Некоторые источники смело утверждают, что художником все же был Рембрандт, ведь на полотне изображена не Афина Паллада, и не просто юноша в латах, а сам сын великого мастера – Титус, тот самый, которого постигла ранняя кончина.

По разным данным это может быть и бог войны Марс, и молодой Александр Македонский. Косвенно соглашаясь с подобными утверждениями, даже Эрмитаж сделал небольшую подпись под картиной, гласящую «Портрет молодого человека». «Афина» не перестала быть менее гармоничной от всех перипетий, сопровождавших ее все это время. Однако официальные круги, словно сонм лечащих врачей, окружили картину плотным кольцом и фактически «назначили лечение» совершенно «здоровому» полотну, редким исключением подписывая под ней имя самого Рембрандта. Теперь это «Мужчина в золотом шлеме» либо беспризорное полотно, либо полотно, принадлежащее Рембрандтовской школе. И все это несмотря на гениальную художественность исполнения и трепетность передачи духа неизвестного мужественного воина.

Related Posts

« »