Тайный покупатель. Часть 1

Ноя 20 • антиквариат • 2196 Просмотров • Комментарии ()

Как нью-йоркский миллионер финансировал сталинскую индустриализацию

«Операция Эрмитаж»

Эрмитаж

Эрмитаж

В конце 20-х годов прошлого столетия после подавления оппозиции Сталин поставил задачу социалистической индустриализации СССР, которая максимально высокими темпами должна была нарастить  экономическую и военную  мощь страны. Сталинская индустриализация требовала огромных капиталовложений, а между тем золотые запасы государства были исчерпаны. Несмотря на предсказания Маркса, будущее СССР зависело не от мировой революции, а в первую очередь от золото-валютных резервов. Поиски свободно конвертируемого в валюту товара нанесли непоправимый урон коллекции Эрмитажа: за границу за смехотворную, даже по тем временам, сумму было  продано 40 его шедевров.

Сталин (Джугашвили) в нач. 30-х гг XX-го века

Сталин (Джугашвили) в нач. 30-х гг XX-го века

Большая часть публикаций, касающаяся «Операции Эрмитаж» имеет обличительную направленность. Их авторы упрекают Сталина и Политбюро за бездумную и разорительную для России распродажу народного достояния -  бесценных сокровищ, составляющих основу национального культурного наследия. Исследователи, настаивающие на том, что Страна Советов сильно нуждалась в валюте, тоже расценивают данную операцию лишь как волю сталинского руководства.

Апологеты и обличители не учитывают, что одного только делового предложения, каким бы привлекательным оно ни было, недостаточно для заключения сделки. Помимо этого, необходимым условием сделки является  платежеспособный спрос, соответствующий предложению. Не имея ни гроша за душой, Политбюро на самом деле было согласно распродать весь Эрмитаж вместе с самим зданием Зимнего Дворца. Но не по любой  цене. Часть сделок с полотнами знаменитых мастеров сорвалась по той причине, что покупатель скупился.

Поиски богатых покупателей антиквариата

Так, два раза – зимой 1928-1929 и в октябре 1930-гони к чему не привели переговоры с арт-дилером, завоевавшим всемирную славу, Джозефом Дювином. Сорок шедевров из собрания Эрмитажа он хотел купить за ничтожную сумму — $5 млн. А сделки с первым покупателем художественных ценностей Галустом Гюльбенкяном  носили чисто«нефтяной подтекст». Гюльбенкян являлся основателем Иракской нефтяной компании. Он активно привлекал свои деловые связи, способствуя выходу на мировой рынок сырой неочищенной нефти СССР, взамен на выгодные условия при покупке знаменитых художественных шедевров.

Гюльбенкян пытался извлечь максимальную пользу из положения первого, и какое-то время, единственного покупателя ценностей Эрмитажа.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Афина Паллада (Александр Великий).

Рембрандт Харменс ван Рейн. Афина Паллада (Александр Великий).

В списке его приобретений — «Афина Паллада» Рембрандта, «Портрет Елены Фоурмен» Рубенса, скульптура Жана Гудона — мраморная «Диана». Во время активной распродажи Эрмитажа в 1930 г. контора «Антиквариат» (подразделение Наркомата внешней торговли Совдепии, «крышевавшее» разграбление и распродажу национальных ценностей России)  проводил переговоры сразу с тремя арт-дилерами, желая продать свой товар по самой высокой цене. К списку покупателей добавились еще  три компании —«Colnaghi» — Лондон, «Matthiesen» — Берлин и «Knoedler» — Нью-Йорк. Выяснилось, позже, что за всеми этими компаниями стояло одно лицо — американский министр финансов и сталепромышленник Эндрю Уильям Меллон.

Уже сегодня стало ясно, что судьба мировых шедевров, находящихся тогда в Эрмитаже, главным образом зависела от того, появится ли состоятельный коллекционер, готовый совершить сделку века. Конечно, найти такого арт-дилера в период разразившегося экономического кризиса, который перешел на Западе  в стадию глубокой депрессии, было совсем нелегко. Банки закрывались, счета замораживались, кредит получить было практически нереально.

История появления альянса посредников, скупавших картины для Эндрю Меллона, это полностью доказывает.

Тайный покупатель. Часть 2
Тайный покупатель. Часть 3 

Related Posts

« »