Сто неизвестных работ Караваджо: научное открытие или погоня за сенсацией?

Авг 19 • антиквариат, аукционы • 2114 Просмотров • Комментарии ()

В начале июля 2012 года итальянские историки искусств Маурицио Бернарделии Куруц и Адриана Конкони Федриголли объявили о находке более ста ранее неизвестных произведений кисти великого художника Караваджо. Внушительная коллекция, состоящая в основном из рисунков, возможно сделанных художником в юности, была обнаружена в архиве замка Сфорца в Милане. Поиск и открытие неизвестных произведений описаны в 600-страничной электронной книге ученых, появившейся в продаже на Amazon.com. Однако многие эксперты рынка антиквариата отнеслись к открытию скептически.

Неизвестное в известном

Караваджо прославился как создатель знаменитой контрастной манеры распределения света и тени («кьяроскуро»). «Обращение Савла», 1601 г.

Все обнаруженные работы находятся в собрании полотен итальянского маньериста Симоне Петерцано, в мастерской которого Микеланджело Меризи, более известный нам как Караваджо, и обучался живописи в 1584 – 1588 гг. До последнего времени считалось, что все входящие в коллекцию произведения принадлежат кисти самого Петерцано. Однако итальянские ученые предположили, что в архивах учителя просто не могло не остаться ни одной работы ученика. Двухлетний поиск среди почти 1400 единиц хранения позволил группе экспертов выявить почти сто работ, которые предположительно могли быть выполнены Караваджо в годы обучения.

Однако доказать то, что все эти рисунки действительно могут считаться наследием Караваджо, будет непросто. Итальянские ученые провели атрибуцию рисунков и живописных полотен, сравнивая найденные работы с известными картинами Караваджо, относящимися к римскому и неаполитанскому периоду жизни художника. На основании анализа работ, безусловно принадлежащих Караваджо, была определена «матрица» художника, с которой сопоставлялись рисунки, обнаруженные в коллекции Сфорца. В работе также участвовала А. Г. Россетти, эксперт-графолог, которая сравнивала почерк на найденных графических работах с подписями на картинах художника 1605-1606 гг. По ее заключению, почерк мог принадлежать одному человеку, однако на более ранних работах был более резким и беглым, что может быть объяснимо с точки зрения возрастных изменений. Маурицио Бернарделли Куруц и Адриана Конкони Федриголли утверждают, что в данное время подлинность работ подтверждена практически на 100%. С учетом этого предположительная стоимость работ может составить 700 млн евро.

Караваджо или нет?

Одна из первых картин, достоверно принадлежащих кисти Караваджо, – «Мальчик, очищающий фрукты», 1592 г.

Однако другие эксперты отнеслись к находке с изрядной долей скептицизма. Они указывают на то, что Караваджо был лишь одним из весьма многочисленной когорты учеников Петерцано, и если бы учитель сохранял все работы, которые выполнялись его подмастерьями, коллекция включала бы не 1400 произведений, а не менее пятидесяти тысяч. Рисунков, достоверно созданных Караваджо, не сохранилось, поэтому Бернарделли и Федриголли приходилось сравнивать графические произведения с живописными, что неизбежно уменьшает точность анализа. Скептически настроенные ученые отмечают, что ряд найденных «ученических» рисунков показывает значительно более высокий уровень технического мастерства, чем самая первая из известных нам работ, подписанных Караваджо («Мальчик, очищающий фрукты), выполненная в 1592 году, то есть спустя четыре года после окончания ученичества. Один из рисунков изображает скульптуру, созданную в 1601 году, и поэтому никак не может относиться к годам обучения Караваджо в мастерской Петерцано.

Сами же «поиски» в хранилищах замка Сфорца, на деле означали исследование… каталога работ. В своей книге Бернарделли обтекаемо сообщает, что был вынужден работать в основном с фотографиями, поскольку доступ в хранилище замка был ограничен из-за бюрократических проволочек. Куратор художественной коллекции замка Сфорца Франческа Росси более категорична: она заявила, что никаких работ в архиве Петерцано вообще не велось. Признанный эксперт в области итальянского искусства 16 – 17 веков Клаудио Стринати в интервью сообщил, что знаком с коллекцией Петерцано и, по его мнению, содержащиеся в ней работы не представляют большой художественной ценности. «В лучшем случае там может находиться несколько рисунков, сделанных Микеланджело Меризи, — сказал ученый. – Но там нет работ кисти Караваджо, зрелого мастера и автора знаменитых шедевров».

Как находят шедевры

В 2012 г. во время реставрации картины Ван Гога «Луг с цветами и розами», хранящейся в голландском музее Крёллера-Мюллера, под верхним слоем краски было обнаружено изображение борющихся мужчин.

Художественные находки подобного масштаба в наше время действительно чрезвычайно редки. Впрочем, одиночные «открытия» ранее неизвестных полотен великих художников происходят с определенной регулярностью. Иногда такие полотна обнаруживаются в семейных коллекциях и поступают на аукционы, в других случаях шедевр выявляется при каталогизации фондов небольших провинциальных музеев или даже собраний с мировым именем. Признанными «поставщиками» ранее неизвестных работ знаменитых художников являются реставрационные мастерские – нередки случаи, когда рентгеновский снимок позволяет выявить под слоем краски другое изображение или закрашенную подпись.

по материалам сети Интернет

подготовлено Дарьей Иванюшкиной

Related Posts

« »