Сколько стоит Джоконда?

Июн 18 • арт • 2902 Просмотров • Комментарии ()

Леонардо да Винчи «Мона Лиза», между 1503-1505 гг.

Состояние арт-рынка

Этот вопрос волнует людей примерно так же давно и устойчиво, как вопросы — «Есть ли жизнь на Марсе?» или «Кто убил Кеннеди?»
Все потому, что объективного ответа на этот вопрос не существует. Нельзя перевести историю или эмоции по стабильному курсу в хрустящие бумажки. И, тем не менее, арт-рынок процветает, искусством продолжают торговать и неплохо при этом зарабатывают. Каким же образом формируется стоимость предмета искусства? Попробуем разобраться в этом вопросе, обратившись к статистике арт-индустрии.

Честная наука статистика говорит, что арт-рынок, хотя и зависит от общего состояния фондового рынка, но все же более стабилен. К примеру, мировой кризис 2008 года стал ощутим на рынке искусства только в 2009 году, а уровень продаж вернулся к прежнему состоянию уже к 2010 году. Не самую последнюю роль сыграло в этом процессе регулярное оповещение потенциальных инвесторов об индексах арт-рынка, что позволило им провести сравнение и сделать правильный выбор относительно вложения капитала.

Art Index Майкла Мозеса

Максимально достоверная оценка состояния рынка предметов искусства стала возможной после создания Майклом Мозесом собственной системы индексации. Mei Moses Fine Art Index определяется на основе показателей продаж, начиная с 1875 года. Также рейтинг включает в себя данные о доходах наиболее крупных промышленных компаний, чтобы потенциальный инвестор мог сравнить прибыльность вложений в искусство с более традиционными видами вложения капитала (Таблица 1).

По данным Mei Moses FineArt Index максимальный доход приносят произведения искусства, принадлежащие к низкой ценовой категории (до 50 000$). Чаще всего, это работы современных художников.

Продвижение современного искусства в России – мнение художника

Как избежать художнику соблазна творить «на продажу» или же не нужно ничего избегать? Художник из Москвы Екатерина Емельянова считает, что быть в курсе происходящего на рынке искусства интересно. Художница склоняется к мнению, что современный автор должен задумываться над актуальностью своих работ. Несомненно, искренность, свободу творчества и воспевание настоящих человеческих ценностей никто не отменял. Но человек, который рискует работать в области, где духовные ценности пересекаются с материальным интересом, не может не задумываться о том, что плоды его труда становятся «товаром».

Нельзя сказать, что в России меньше перспективных авторов, чем на Западе, но сам процесс продвижения их работ на рынок несколько сложнее, чем у зарубежных коллег. Дело в том, что в России отсутствует четкий механизм поддержки молодых художников. К примеру, в конце 2010 года в Москве впервые прошла ярмарка STUDENT ART FAIR, организованная по западной модели. Она дала возможность студентам творческих ВУЗов заявить о себе, многие впервые подписали контракты.

Таким образом, перед художником встает выбор: удовлетворять спрос рынка (осуществляя PR своих работ, создавая репутацию, налаживая механизм продажи) или же созидать, основываясь на эмоциях и искренности, понятиях, которыми апеллирует искусство, но никак не арт-рынок. Совмещать оба этих пункта, казалось бы, идеальный вариант, но, как показывает практика, это взаимоисключающие пути. Таким образом, художник сам решает быть «правильным» или успешным. В то же время, покупатель хочет вкладывать деньги в искусство, которое считает настоящим, но и в такое, которое станет хорошей инвестицией. В итоге, «золотую середину» придется искать каждому для себя. Но то, что искусство не может существовать без денег, кажется вполне доказанным фактом.

Инвестиции в арт – слагаемые успеха

И действительно, судя по тому, что специалисты советуют начинать вкладывать в искусство, имея стартовый капитал для операций не менее 20 млн. долларов, искусство действительно неотделимо от экономики. Стоимость приобретения картины влечет и иные затраты: на аукционные сборы, транспортировку, обеспечение надлежащих условий хранения, а также затраты на проведение искусствоведческих и технологических экспертиз после покупки. Последние необходимы не только, чтобы удостовериться в подлинности покупки, но и для обеспечения провенанса — «родословной» произведения искусства, которая необходима для последующей продажи или каталогизации.

Расходы при вложениях в предметы, имеющие художественную или историческую ценность, несомненно, большие. Кроме вышеперечисленного, они связаны также с особенностями налогообложения сделок с произведениями искусства, которые разнятся в зависимости от страны. Несмотря на эти риски, венчурный бизнес, к которому принадлежит и арт-рынок, нисколько не уступает другим объектам инвестирования по прибыльности, а иногда – даже превосходит их (Таблица 2).

Правильно оценивая финансовый потенциал арт-рынка, осторожные инвесторы предпочитают доверить свои вложения профессионалам.
Они покупают не произведения искусства напрямую, а вкладывают деньги в специальные фонды, которые получают фиксированный процент в зависимости от успешности сделки. Минимальная стоимость спонсорского пакета в таких фондах составляет 100–250 тыс. долларов.

Мнение эксперта арт-рынка

Майкл Мозес

Эксперт арт-рынка Майкл Мозес полагает, что предметы искусства никогда не потеряют своей привлекательности для инвесторов. Обусловлено это тем, что кроме финансового потенциала существует еще и психологическая составляющая – азарт коллекционера и удовольствие от созерцания прекрасного. Поэтому относительно высокая стоимость той или иной работы на момент продажи не гарантирует ее высокую ликвидности в будущем. Эксперт советует полагаться на анализ рынка, маркетинговой активности художника и, что удивительно — на собственные эмоции при взгляде на предмет искусства.

Что лишний раз подтверждает уже прозвучавший однажды тезис: выбирать свою «золотую середину» каждый вправе сам.
Истинную же ценность произведения искусства сможет показать только время.

по материалам сети Интернет

подготовлено Викторией Ковальчук

Related Posts

« »