"Шагающий человек " в выставочном зале аукциона Sotheby`s

«Шагающий человек» Джакометти — часть 1

Янв 26 • аукционы • 4916 Просмотров • Комментарии ()

«L’homme qui marche I» шагнул за сто миллионов на аукционе

«Шагающий человек » в выставочном зале Sotheby`s

3 февраля 2010 г. на лондонских торгах Sotheby’s состоялась продажа, которую без преувеличения можно назвать сенсационной и этапной для рынка произведений искусства. При большом стечении публики в зале на Нью-Бонд-стрит десять участников аукциона вступили в борьбу за лот под номером восемь. Спустя несколько минут цена подошла к верхней границе эстимейта (£18.000.000). Лот явно шел на рекорд (в категории «скульптура»). Драматичное действо торгов, замешенное на честолюбии, азарте и жажде обладания, было прервано анонимным телефонным звонком. Новый претендент предложил цену втрое выше последней ставки. На это присутствующим в зале игрокам ответить было нечем…

Аукционная цена в три раза превзошла эстимейт. Случается, конечно, и больше — но когда счет идет на десятки миллионов, это несколько меняет дело. 65.001.250 фунтов стерлингов (с учетом процента покупателя), или более чем 104.000.000 долларов (по курсу HSBC) стали рекордной суммой, отданной за предмет искусства (на открытых торгах). Титул самого дорогого произведения получила скульптура Альберто Джакометти «Шагающий человек  I» (L’homme qui marche I) — бронзовая фигура высотой 183 см, напоминающая то ли обгорелый труп, то ли мумию на променаде (или зомби — если учесть, что ваятель вдохновлялся африканскими художественными образцами). Нечто внешне бесхитростное в своем архаичном минимализме, но при этом агрессивно нервозное и болезненно неприкаянное.

Джованни Джакометти «Мальчики на пляже» 190? г. 

Альберто Джакометти родился в 1901 г. в семье художника. По мнению Лори Уилсон, профессор психиатрии Нью-Йоркского университета, мальчик был травмирован отцом, заставлявшим его и младших братьев подолгу позировать голыми. Изнурительные часы неподвижности, когда отец пристально разглядывал его наготу, сформировали у Альберто извращенное восприятие человеческого тела. Это проявилось в сексуальных девиациях скульптора, а также
в аномальной анатомии его персонажей.

Во французском модернизме Джакометти занимает почетное место среди сюрреалистов: в компании с Пикассо, Браком и Миро. Жан-Поль Сартр назвал его стиль пластическим воплощением экзистенциализма.  Для Швейцарии, откуда художник родом, он стал главным национальным скульптором прошлого столетия (даром что еще в молодости  серебрался в Париж).

Шагающие скульптуры

Альберто Джакометти в студии

«Шагающий человек» был изготовлен в 1961 г. для Chase Manhattan Bank в Нью-Йорке. Вместе с другими худощавыми персонами он должен был оживить площадь возле главного офиса банка. Когда фигуры были готовы, Джакометти приехал в Нью-Йорк, вышел на площадь и (надо было ему это сделать раньше!) с ясностью осознал, что здесь должны не шагать, а стоять, не мужчины, а женщина, не много, а одна, но семиметровая. Увы, болезнь и скорая смерть не позволили скульптору воплотить свой грандиозный замысел. Семиметровая женщина так и не была закончена, а участники несостоявшегося экстерьерного ансамбля разошлись по музеям мира.

Альберто Джакометти признавался в своих садистских фантазиях, посвященных убийству женщин, «падших и заслуживших страдания». Скульптор ходил по парижским борделям, где, к счастью, никого не убивал, а ставил путан на импровизированные постаменты и не притрагивался к ним. Крошечная мастерская Джакометти утопала в грязи, а для самого творца принять ванну было большой проблемой. (Об этом мы узнаем, в частности, из воспоминаний Жана Жене и Симоны де Бовуар.) Непростой характер.

Продолжение

Related Posts

« »