20121019_1savitskiy

Репутация, часть 1

Ноя 19 • антиквариат, галереи • 2179 Просмотров • Комментарии ()

20121019_1savitskiyАнтиквариат. Проблема подделок

Одной из основных проблем отечественного рынка антиквариата, безусловно, являются подделки. Они имели место всегда, но ранее не наблюдалось такого масштаба. Характерно, что наибольшее количество подделок (более 80%) имеет место среди относительно недорогого антиквариата. Поддельные предметы старины и произведения искусства отличаются высоким качеством, что говорит о профессионализме поддельщиков, а также о том, что это дело рук не одиночек, а вероятно, международной организованной группировки.
Одной из причин данной ситуации выступает прибыльность бизнеса по изготовлению и реализации фальшивок. Другой причиной можно считать особенность российского покупателя. Она заключается в стремлении «доставать» товар «по блату» и т. п. К сожалению, в русском человеке это в ближайшее время неискоренимо. Следствием такого мышления является покупка антиквариата, считающегося дефицитом, не на аукционах, а «из-под полы» за наличный расчёт. На долю аукционов приходится максимум десятая часть всего объёма рыночного оборота старинных картин и антикварных изделий, оценивающегося в несколько миллиардов. Ещё одна особенность отечественного рынка произведений искусства и предметов старины — несамостоятельность российского покупателя в решении о приобретении той или иной вещи. Нередко антиквариат и произведения искусства покупаются по принципу «я, Вань, такую же хочу!»

Следует отметить, что лучшие по подделыванию предметов старины — мастера из Китая. Дело в том, что с эпохи Конфуция для Китая было характерно преклонение перед стариной, и мошенники занимаются подделками не одно тысячелетие. В настоящее время наблюдается европейская мода на восточные старинные вещи и экономический рост Китая, что обусловило развитие антикварного рынка этой страны, в том числе и в области изготовления подделок. Китайские «Ренуары» и «Ван Гоги» наполняют коллекции стариной живописи, и многие из таких подделок по прошествии времени сами становятся антиквариатом, причём высоко оцениваются.
Можно подумать, что широта размаха бизнеса по изготовлению фальшивок обусловлена мягкостью наказания за данные преступления, но это не так. Подделка с целью подмены экспоната в музее может обойтись в 15 лет, а изготовление поддельного предмета старины — в 12 лет тюремного заключения. Проблема заключается в трудности доказательства цели изготовления подделок. Арт-дилер может сослаться на незнание, эксперт по оценке антиквариата может заявить, что ошибся, приняв копию за подлинник, а изготовивший подделку художник — сказать, что просто скопировал произведение, ни от кого это не скрывая.

Состояние отечественной экспертизы антиквариата

Очень остро стоит на данном этапе проблема экспертизы в России. Всем государственным музеям её проведение категорически запрещено. Определением подлинности антиквариата занимаются ГосНИИР, Центр им. Грабаря и частные организации, наиболее известными из которых являются Арт Консалтинг и Научно-исследовательская независимая экспертиза им. П.М. Третьякова. При таком количестве поддельных предметов старины и произведений искусства занимающиеся экспертизой спциалисты нередко по ошибке либо намеренно выдают неверные заключения и не отвечают за это. Ситуация такова, что «своих» экспертов привлекают дилеры, банки и состоятельные коллекционеры. В результате на Западе российская экпертиза доверием не пользуется.

Related Posts

« »