Рамы V & A. Часть 3

Дек 23 • картинные рамы • 1193 Просмотров • Комментарии отключены

Орнамент канделябры картинной рамы. Факел.

Орнамент канделябры картинной рамы. Факел.

Символизм картинной рамы

Используя подобные объекты, легко узнаваемые грамотными и неграмотными людьми эпохи Ренессанса, резчик уместил на небольшом пространстве весь ход событий Страстей Христовых, а также предоставил пищу для размышлений во врем молитвы. Если бы на этой пределле -как на большинстве других- был использован хронологический порядок событий, то это скорее было бы похоже на комикс, где одна картинка соответствует одному эпизоду или одной части сцены. Но стиль больше похож на натюрморт 17ого века, где эстетическое расположение объектов используется для передачи смысла.

Убранство остальной части картинной рамы, над пределлой, содержит другие символы, последовательно идущие к уровню небес. Например, орнамент в виде канделябра, вырезанный на двух первоначальных пилястрах, несущих арку оканчивается факелом с каждой стороны. Это обозначает обновленную жизнь, Христа — света мира (см. Иоанн 8:12) и свет души. На внешнем фасаде арки выстроились в ряд гребешки ракушек, которые являются эмблемой пилигримов, а на внутренней арке вырезаны пять херувимов (мы знаем что это именно херувимы. потому что каждый из них имеет по две пары крыльев). Они ассоциируются с божественным присутствием. Теперь назревает вопрос: для чего был предназначен весь этот символизм на раме? в чем основная идея символов, направляющих прихожанина? что должно было быть расположено в раме? Один из ближайших предшественников этой резной эдикулы — мраморный табернакль, выполненный профессиональным скульптором Дезидерио да Сеттиньяно (ок.1429-64).

Дезидерио был допущен в гильдию профессиональных резчиков по дереву и камню Arte dei maestri di pietra e legname в июне 1453 года. Он же вместе с братом открыл мастерскую около Понте Санта-Тринита во Флоренции. Удивительно быстро после этого события, он был нанят исполнить большой заказ для усыпальницы Карло Марсуппини в Санта Кроче во Флоренции (закончена в 1459). Затем ему поручили (возможно это были Медичи) вырезать табернакль Таинства в Сан Лоренцо. Резная мраморная эдикула с тромплеем, внутренней аркой, кессонированным «потолком» и «полом» с ложной перспективой, похожая на раму V & A хранила хлеб святого причастия. Работа Дезидерио была большой и сложной по структуре, учитывая еще бОльшую форму и близость к алтарю Пиеты, на который она была поднята:  две отдельные фигуры ангелов, охраняющих табернакль и люнет сверху. Здесь использован не тот символизм, что в раме V&A; здесь нагрузка на образы — ангелы, херувимы, Младенец Иисус благословляет с гребня люнета, Христос с Библией в тимпане сзади, Тело Христово на фасаде алтаря — но, с другой стороны, для эффекта все это опирается на чисто декоративное  подражание классическому стилю в орнаментах. Также надо отметить, что он был создан специально для дарохранительницы, в то время как на картинной раме V&A мы не можем обнаружить «ни следов от крючков ни отверстий, указывающих на то, что здесь когда-либо могла находиться дверца».

По неизвестной причине, картинная рама V&A была изменена с помощью добавления внешних пилястров и сопровождающих карниза и пьедесталов. Если бы это было первоначальной задумкой, то вероятным назначением всего сооружения было бы украшения ящика или шкафчика для хранения священных даров: возможно как пристенный вход в нишу в стене церкви, которая уже обладала бы некоторыми качествами для превращения ее в подобный шкаф. Это кажется возможным, так как обрамление этих внешних пилястров изобилует иконографией Евхаристии.  Украшения в виде канделябров, которые поднимаются снизу вверх, увиты виноградными лозами, несущими шаровидные гроздья: Христос — лоза, в то время как кисти обозначают вино, которое принимают во время причащения. Под гроздьями располагаются дельфины, смотрящие в разные стороны; опять же, дельфин — символ Христа.

Автор - Lynn Roberts

Источник - theframeblog.wordpress.com

Перевод, адаптация — Бородкина Анна

Related Posts

« »