Понятие аукциона.

Понятие аукциона. Часть 1.

Окт 23 • аукционы • 3917 Просмотров • Комментарии ()

Антикварный аукцион

Аукцион — определение

Аукционом (от лат. auctio – умножение) называют общественные торги, на которых реализуется преимущественно частное имущество и продукция производителя. На аукцион могут выставляться предприятия, статусные предметы, природные продукты, финансовые активы, арт-объекты, элементы обстановки. Торги проводятся по особым правилам. Обычно сначала объявляется начальная цена лота (эстимейт). Затем она повышается участниками аукциона в ходе соперничества за обладание вещью. Аукцион выигрывает тот покупатель, который предложит максимальную цену. Таким образом, аукционные торги ведутся на конкурентной основе и поддерживаются личной заинтересованностью участников в покупке конкретного лота.

Сущность аукционов

«Большая советская энциклопедия» расшифровывает «auctio» как «продажу с публичного торга».  Происхождение понятия «аукцион» также связывают с латинскими словами «augere» – увеличивать и «auctionis» – возрастание. На аукцион принято выставлять штучные товары, имеющие исключительные характеристики. Уникальность предметов сбыта делает их единственными в своем роде и не позволяет заменить их на другой товар. Различия на первый взгляд могут быть несущественными, но значимыми для коллекционеров и знатоков.

Ассортимент аукционов

На публичных аукционных торгах предлагают и приобретают: шерсть, лошадей, древесину, чай и табак, ретро-машины, технику (как бывшую в употреблении, так и нетронутую), пищевые продукты (фрукты, овощи, рыбу, чай), предметы роскоши  (пушнину, табак, цветы, антиквариат) и другие товары. Значимую долю аукционов составляют эксклюзивные лоты, имеющие большую ценность: произведения искусства, коллекционные предметы, исторические объекты, старинную мебель и утварь. На аукционах также реализуются ценные бумаги, такие как акции и облигации. Во время Перестройки и после распада СССР российские аукционы сбывали предприятия, находящиеся в процессе приватизации, акции, имущество разоренных предприятий, которое могло покрыть их долги. Для ведения подобных дел существовали специализированные аукционы.

Деятельность аукционов антиквариата

Аукционы играют важную роль в мировой торговле. Северные страны – США, Канада, Дания, Швеция и Норвегия – сбывают через них практически всю свою пушнину (70-90%). Во времена социализма 80% мехов проходило через Ленинградский аукцион. На аукционах приобретают до 70% чая, предлагаемого на мировом рынке, и до 95% немытой шерсти, которую производит Австралия и Новая Зеландия.

Специализация аукционов

Существует  геополитическая тенденция разделения определенных видов товаров по международным аукционам. Пушнину и необработанный мех ищут в Санкт-Петербурге, Монреале, Нью-Йорке, Копенгагене, Осло, Стокгольме, Лондоне и Лейпциге. Число мировых аукционов, торгующих пушниной и меховым сырьем, перевалило за полторы сотни. Немытую шерсть активно предлагают в Лондоне, Ливерпуле, Мельбурне, Сиднее, Кейптауне, Веллингтоне. Систематизированная торговля цветами кипит в Голландии, известной своими тюльпанами.

Чай в основном продают там же, где и собирают. Калькутта и Кочина реализуют приблизительно 70% индийского чая. Коломбо сбывает те же 70% чая Шри-Ланки, предназначенного для экспорта. Африка — Кения, Уганда, Танзания — отправляет свой чай на аукционы, расположенные в Найроби и Малави. Чаями известен сингапурский аукцион, торгующий товарами из Австралии, Японии, КНР, ДНА. Чай, выращенный в Индонезии, Индии и Шри-Ланке, можно приобрести на аукционах Лондона, Гамбурга, Антверпена.

Основными табачными центрами стали Нью-Йорк, Амстердам, Бремен, Замбия, Лусака. Лучшие цветы предлагают в Амстердаме и Аалсмере. Овощи и фрукты следует приобретать в Антверпене и Амстердаме. За породистыми лошадьми нужно обращаться во французский Довиль, русское Успенское и Лондон. Аукционные дома, которые приобрели мировую известность: Кристис, Сотбис, Филлипс де Пюри. Они выставляют произведения искусства и антиквариат.

Аукционные дома России: Кабинетъ, Гелос, Конрос.

Устройство аукционов

Организаторами аукциона могут выступить торговые корпорации и синдикаты либо аукционные брокерские предприятия, созданные с этой целью. Рыночные монополисты, устраивающие аукционы, предлагают продукцию, за которую они заплатили сами. Помимо этого, они реализуют за процент от выручки товар, предложенный промышленными производителями и фермерскими хозяйствами.

Образец подобной фирмы – английская компания «Гудзон бей», которая занимается пушниной и меховым сырьем.  Она эволюционировала в мировую монополию, захватив Нью-Йорк, Монреаль и Лондон. Американская компания «Нью-Йорк окш Ко, инк», устраивающая аукционные торги норки в Нью-Йорке, тоже добилась первых позиций на рынке пушнины. Фирма имеет отделения в Монреале и Миннесоте. В этих городах тоже устраиваются фирменные аукционы. Отдельные производители также реализуют свою продукцию на аукционах, организованных собственными объединенными силами. Таким образом, допустим, продвигается торговля пушниной в Скандинавии. Пушно-меховые аукционы устраиваются в столице Дании.

Существуют аукционные брокерско-комиссионные  компании, которые стали своего рода монополистами в реализации чая, табака, шерсти, пушнины. Они принимают товары от производителей и занимаются их сбытом на аукционах за процент от выручки. В Австралии и Новой Зеландии подобные фирмы проводят аукционы немытой шерсти. Объем брокерских продаж при этом достигает 90%. В аукционном рынке шерсти задействованы исключительно брокеры продавца и брокеры покупателя, числящиеся в соответствующих брокерских ассоциациях Австралии и Новой Зеландии. Чайные аукционы, расположенные в странах-производителях и столице Англии, принадлежат британским брокерским фирмам и их структурным подразделениям.  Порой они закупают товар самостоятельно и выступают его непосредственным владельцем, но большей частью являются лишь посредниками между производителями чая и его покупателями. Фермеры, предоставляющие чайную продукцию, не участвуют в таких аукционах напрямую.

Антикварный аукционМетодика аукционов

Персонал аукциона представляет каждый товар поочередно.

Аукционы различают по ценовой политике.

Есть аукционы с повышением цены, то есть побеждает покупатель, установивший самую высокую цену.

Гораздо менее распространены аукционы с понижением цены (так называемый голландский аукцион). Здесь организаторы фиксируют не нижнюю, а верхнюю планку цены. Побеждает тот, кто быстрее откликнется на оглашенную аукционистом цену.

Устройство международных аукционов зависит  от свойств предлагаемых товаров.  Тем не менее, каждый аукцион отвечает основным условиям:

1)      Подготовительный этап;

2)      Демонстрация лотов и стрингов;

3)      Публичные торги;

4)      Закрепление соглашения и передача покупки.

Подготовка аукциона порой продолжается пару месяцев. Сначала владелец транспортирует товар на склад, принадлежащий аукционной фирме. Предоставленный товар классифицируется. Издаются каталоги, проводится промоушен, большие партии товара сортируются по лотам. Лоты характеризуются одним уровнем качества. Каждый лот имеет номер, который используется в каталоге, содержащем перечень и описание товаров. Несколько лотов, равных по качеству, составляют стринги. Из числа лотов и стрингов выбирают типичный экземпляр и экспонируют его в выставочном зале. Благодаря этому покупатели получают возможность заранее осмотреть  товар и убедиться в его качестве. Процедура осмотра является очень важной, потому что после заключения сделки клиент не имеет права заявлять о браке купленного им товара. Исключение делается лишь для таких повреждений, которые нельзя найти при поверхностном осмотре. Если аукцион предлагает пищевые продукты, то он проводит предварительную дегустацию. Порой клиенты могут приобрести образчик продукции перед началом аукциона, чтобы провести более тщательную экспертизу.

Апогей аукциона — собственно торги, которые устраивает аукционист и его помощники.  Мероприятие проводится в оглашенное заранее время в обустроенном для этих целей зале. Различают два способа повышения цены – гласный и негласный. Применяя гласный способ, аукционист называет номер лота, оглашает  начальную цену и задает вопрос: «Кто больше?» Посетитель, желающий приобрести товар, оглашает более высокую цену, которую он готов заплатить.  Новая цена не должна быть ниже минимальной надбавки, установленной правилами проведения аукциона. Ведущий торгов говорит номер участника, под который он записан при регистрации, новую цену и снова задает вопрос: «Кто больше?». Вопрос повторяется три раза. Если желающих нет, то аукционист стучит молотком, закрепляя лот за участником, предложившим последнюю цену.

Если на аукционе практикуется негласный способ, то цена поднимается покупателем, как правило, с помощью таблички с его номером. Минимальная надбавка заранее прописана в правилах торгов. Аукционист оглашает новую цену, не упоминая при этом покупателя. Торги — это очень захватывающий и азартный процесс. Они проходят в интенсивном ритме и требуют молниеносной реакции у ведущего аукциона и покупателей. Один лот уходит быстрее, чем за минуту. Некоторые страны применяют способ понижения цены. Такие аукционы, как говорилось выше, называются голландскими, так как используются в Голландии практически повсеместно. Этот метод также используют в некоторых ток-шоу. Суть в том, что нужно как можно быстрее нажать кнопку, находящуюся под рукой, пока тебя не опередил соперник. Цифры высвечиваются на главном циферблате и озвучиваются аукционистом. Сначала ведущий аукциона оглашает максимальную цену. Если никто не желает забрать товар без торгов, аукционист начинает снижать цену. Победителем становится участник, который первым нажмет кнопку, останавливающую скачки цен вниз. Так на циферблате определяется конечная цена. Номер покупателя высвечивается вслед за ней. Этот способ значительно убыстряет аукционные торги и позволяет распределять до 600 лотов за один час.

Related Posts

« »