Парадоксальный и непредсказуемый Дэмиен Херст — 1 часть

Июн 6 • Sotheby’s, арт, аукционы • 1971 Просмотров • Комментарии ()

Дэмиен Херст

Тренды арт-рынка — Дэмиэн Херст

Ценители «настоящего» искусства воспринимают работы Дэмиена Херста как издевательство. Многие критики отказываются находить в его произведениях глубокий смысл и предрекают Херсту скорый крах и неминуемое забвение. Менее успешные коллеги-художники презирают его за нескрываемое удовольствие, которое Херст находит в собственном богатстве. И все же, парадоксальный и непредсказуемый, художник, дизайнер, коллекционер, ресторатор и предприимчивый арт-бизнесмен, Дэмиен Херст – это фигура для современного искусства хоть и небесспорная, но однозначно уникальная. Хотя бы по такому признаку, как финансовый успех: внушительное состояние в 235 миллионов фунтов (378,5 млн долларов) делает Херста самым богатым из ныне здравствующих художников.

Творческое начало

Дэмиен Херст родился в Бристоле 7 июня 1965 года. Его родители мало участвовали в формировании личности своего сына: отец, автослесарь, оставил семью, когда Дэмиену было 12 лет, мать, сотрудница благотворительной организации и ревностная католичка, делала, что могла (однажды даже расплавила на плите пластинку Sex Pixtols), однако уже в подростковом возрасте Дэмиен полностью вырвался из-под ее влияния. Юного Херста дважды ловили на мелких кражах в супермаркетах, а в школе он успевал по одному-единственному предмету – рисованию.
После школы Херст посещал занятия в художественном колледже, изучал творчество современных художников (по его собственному признанию, огромное влияние на него произвели коллажи из мятой цветной бумаги Фрэнсиса Дэвисона) и, наконец, со второй попытки в 1986 году поступил на отделение искусства в Лондонский университет (Голдмитс-колледж). Во время учебы Дэмиен Херст подрабатывал в морге, что наложило большой отпечаток на его последующее творчество.

Дэмиен Херст «Тысяча лет», 1990 г.

В 1988 году Дэмиен Херст принял участие в первой значительной выставке в своей карьере – экспозиции молодых британских художников Freeze («Мороз») на заброшенном складе в районе лондонских доков. В качестве главного организатора этого мерприятия, Херст добился спонсорской поддержки от руководства доков, а также (через своего руководителя по занятиям в колледже, художника Майкла Крэг-Мартина) заручился интересом таких заметных в области современного искусства и коллекционирования личностей, как Чарльз Саатчи и Норман Розенталь. Вероятно, уже с этого времени Чарльз Саатчи начал приглядываться к творчеству молодого художника, на карьеру которого впоследствии оказал большое влияние.
После выпуска из колледжа Дэмиен Херст продолжил практику «складских» выставок экспозициями «Современная медицина» и «Игрок» на пустующей кондитерской фабрике (1990 г.) На второй из них была представлена известная работа Херста «Тысяча лет» — стеклянная витрина с гниющей коровьей головой и тысячами личинок и мух. «Тысяча лет» произвела на Чарльза Саатчи большое впечатление и впоследствии была им куплена, что мгновенно упрочило положение молодого художника на арт-рынке.

Мировой успех, аукцион Sotheby’s

Дэмиен Херст «Разделенные мать и дитя», 1993 г.

Карьера Дэмиена Херста стремительно пошла в гору. В 1991 году состоялась его первая персональная выставка In and Out of Love («Любовь и ее отстутствие») в пустующем здании магазина в центральном Лондоне, за которой последовали выставки в Институте современного искусства и галерее Эммануэля Перротена в Париже. В 1993 году работа Дэмиена Херста «Разделенные мать и дитя» была представлена на Венецианском биеннале. В 1995 году Херст удостоился премии Тернера, одной из самых престижных в Европе. В последующие годы персональные выставки его работ прошли в Сеуле, Лондоне и Зальцбурге. Кроме того Дэмьен Херст пробовал свои силы в кинорежиссуре (клип для группы Blur и короткометражка Hanging Around), музыке (участвовал в группе Fat Les), ресторанном бизнесе (ресторан «Аптека», в настоящее время ресторан морепродуктов).
В 2000-х годах Дэмиен Херст взял новую планку, установив сотрудничество с всемирно известным галерейщиком Ларри Гагосяном. Первую же выставку Херста, состоявшуюся в нью-йоркской галерее Гагосяна, посетило более 100000 человек, все работы были проданы.
В 2003 году персональная выставка Дэмиена Херста, прошедшая в галерее White Cube, принесла художнику 11 миллионов фунтов стерлингов. Перед входом в галерею была выставлена 6,7-метровая скульптура «Благотворительность», изображавшая девочку с протезом ноги и коробкой для сбора милостыни. Сама же выставка состояла из 12 стеклянных стендов с натуралистичными, облитыми кровью объектами, символизировавшими апостолов, и пустой витрины, посвященной Иисусу Христу.

Дэмиен Херст рядом со своей работой «Золотой телец», 2008 г.

В 2007 году работа «Усыпляющая весна» (Lullaby Spring) Дэмиена Херста была продана на аукционе Sotheby’s за 19,2 млн долларов, что стало рекордом для произведения ныне здравствующего художника. Однако 2008 год принес еще более громкий успех: торги Sotheby’s 15 и 16 сентября были посвящены целиком коллекции Дэмиена Херста (Beautiful Inside My Head Forever), что само по себе явилось беспрецедентной акцией, а общая сумма выручки составила рекордную для ныне живущего художника сумму в 198 млн долларов (111 млн фунтов стерлингов), причем самую дорогую работу («Золотой телец») приобрел мультимиллиардер и известный коллекционер Франсуа Пино за 10,3 млн фунтов стерлингов (18,6 млн долларов).
В настоящее время Дэмиен Херст считается самым известным английским художником нашего времени после Дэвида Хокни. Он стал своего рода символом современного искусства Великобритании и иконой масс-медиа – его осуждают и возвеличивают, он является предметом подражания и объектом пародий. В современном мире это, безусловно, означает успех. Однако многие его работы вызывают у зрителей чувства, далекие от эстетического наслаждения.

Related Posts

« »