селадон

Китайский фарфор — часть 3. Основные виды

Фев 24 • антиквариат, аукционы, китайский фарфор • 9329 Просмотров • Комментарии ()

Селадон с рельефным декором. 10 век

Тысячелетняя история китайского фарфора и мир антиквариата

Это вселенная шедевров прикладного искусства, которая на протяжении веков привлекала коллекционеров антиквариата со всего света несравненным мастерством древних художников, неразгаданными тайнами технологии и восточным изобилием декоративных решений. Сегодня китайский фарфор зачастую становится топ-лотом на аукционах.

Фарфоровые изделия Китая чрезвычайно разнообразны по стилю, форме и цвету. Однако основополагающих тенденций в их художественном оформлении всего несколько: фарфор с зеленоватой глазурью (селадон), белый фарфор без росписи, традиционный бело-синий фарфор, трехцветный фарфор (санкай), пятицветный фарфор династии Цинь. Также нередко говорят о цветных фарфоровых семействах: розовом, зеленом, голубом, желтом, черном.

Цинцы (сине-зеленый), известный в Европе как селадон, появился в Китае не позднее 10 века (а по мнению некоторых исследователей, еще до начала нашей эры). Селадон — это протофарфор, покрытый особой глазурью из глины, смешанной с древесной золой и железом (2 – 5%). Цвет изделий варьируется от прозрачного голубовато-зеленого до насыщенного темно-зеленого. Изделия из селадона обычно одноцветные, не считая мягких тоновых переливов глазури. Они могут быть украшены рельефным декором. Возникнув как имитация драгоценного нефрита, селадон
к 10 веку приобрел собственную популярность, на которую почти не повлияло появление белого фарфора. Производство селадона (предположительно, основанное выходцами из Китая) во втором тысячелетии велось также на территории Таиланда и Кореи, а с 17 века селадон начали изготовлять в Японии. В 18 веке зеленоватые тона селадона органично вписались в эстетику рококо. Китайская керамика стала предметом коллекционирования и модным украшением европейского гостиных.

Цинь-бай. Кувшин для вина. 14 век

Белый фарфор без росписи

Такой фарфор является старейшим из видов фарфора в строгом понимании этого слова. Археологические находки свидетельствуют, что он изготовлялся на юге Китая уже во времена династии Сун (960 – 1279 гг.). Одна из разновидностей такого фарфора — цинь-бай ( дословно: чистый-белый), активно производилась как для внутренних нужд, так и на экспорт, для торговли со странами Среднего Востока и Юго-Восточной Азии. Цинь-бай иногда украшали зеленоватой или голубой глазурью, лепным декором или инкрустацией, в том числе из драгоценных металлов. Отдельную группу нерасписанного фарфора составляют изделия из городе Дэхуа. Фарфор этого типа отличался чистым цветом снятых сливок или слоновой кости. Поэты называли его «сверкающей жемчужиной фарфора». Благодаря высоким художественным качествам и тонкому мастерству изготовителей, этот фарфор издавна пользуется признанием у коллекционеров. Изделия белого фарфора имели в Китае и за рубежом огромную популярность, уступая лишь бело-синему фарфору с подглазурной росписью кобальтом.

Бело-синий фарфор –  самый распространенный вид китайского фарфора. Его производство началось в 12 веке, а во времена династии Мин (1368 — 1644 гг.) достигло художественного совершенства. В 17 столетии первые изделия с синей росписью по белому фону были доставлены в Европу из Китая с торговыми кораблями Ост-Индской компании и, восхитив европейцев своей красотой, принесли продавцам баснословную прибыль.

Санкай. Тарелка. 12 век

Фарфор санкай (дословно: три цвета), известный в Китае с 8 века, был представлен лучшими образцами также в период императоров Мин. Фарфор этого типа покрывали глазурью желтого, зеленого и белого (точнее, кремового) цветов. Технология производства включала два этапа. Сначала на сыром фарфоре вырезали (если того требовал художественный замысел) изображения и узоры и подвергали изделие обжигу при высокой температуре, после чего рельеф расписывали и вновь обжигали изделие при низкой температуре. Помимо основных цветов в росписи санкай участвовали черный и белый цвета, а более поздняя эпоха Канси привнесла в цветовую гамму синий оттенок.

Во времена длительного правления династии Цинь (1644 – 1911 гг.) гамму красок, использовавшихся для росписи фарфора, обогатили новые цвета. Изделия этого периода называют пятицветным фарфором. Художники знаменитых мастерских, используя для подглазурной росписи различные красители, создавали изящные произведения искусства с узорами в виде цветов или драконов, пейзажами, изображениями богов или жанровых сцен. Сегодня пятицветный фарфор эпохи Цин имеет огромную популярность и широкое распространение – изделия в этом стиле можно увидеть практически в любом европейском музее, а также в большинстве частных коллекций.

Фарфоровая фляга с розово-зеленой росписью. 18 век

«Цветовые» семейства фарфора получили свои названия у европейских коллекционеров в соответствии с цветом преобладающей в их гамме эмалевой краски. Для росписи этого фарфора использовались красители на основе железа, меди и марганца. Наибольшее распространение в Европе и Северной Америке имеют изделия розового семейства, которые в свое время пользовались бешеной популярностью и в огромном количестве экспортировались из Китая. Фарфор желтого, голубого, зеленого и черного семейств менее распространен за границами Китая, но имеет тем большую коллекционную значимость и нередко становится гордостью музейных собраний.

Китайский фарфор и современный рынок антиквариата

Изменчивая мода коллекционирования в разные времена отдавала предпочтение различным течениям и стилям в декорировании китайского антикварного фарфора. Большую роль играли и личные предпочтения коллекционеров, которые нередко посвящали себя какому-то одному виду китайскогофарфора. Сегодня, когда интерес к восточной культуре вновь чрезвычайно велик, большинство собирателей фарфора стремятся сделать свои коллекции максимально богатыми и представительными. Это весьма непросто – ведь вывоз антиквариата за пределы Китая запрещен, а представленные в антикварных магазинах и на ведущих аукционах изделия нередко имеют значительную стоимость. В России самая большая коллекция старинного китайского фарфора хранится в Государственном Эрмитаже.

Related Posts

« »