Первые фарфоровые изделия Мейсена несли на себе клеймо AR (Augustus Rex). С 1728 года появилось клеймо в виде скрещенных мечей, начертание которых помогает датировать антикварный фарфор.

Мейсен. Рождение европейского фарфора — часть 2

Мар 18 • антиквариат, аукционы, европейский фарфор • 8049 Просмотров • Комментарии ()

Первые фарфоровые изделия Мейсена имели клеймо AR (Augustus Rex). С 1728 г. используются клейма в виде скрещенных мечей.

Синий меч и голубой лук

Химическая формула фарфора была разгадана. Однако для полноценной конкуренции с китайскими мастерами, для устранения их монополии этого было мало. Требовались квалифицированные формовщики для создания внешнего облика изделий и художники для их росписи. Огромный вклад в развитие художественной стороны мейсенского производства внес Иоганн Грегориус Херольдт, который встал во главе Мейсенской мануфактуры в 1719 году и создал богатую цветовую палитру эмалевых красок.

Мейсенский фарфор того времени по сюжету и технике росписи подражал китайскому, то есть относился к набиравшему популярность стилю шинуазри. Для увеличения стоимости изделий на них нередко наносились фальшивые китайские марки, что сегодня затрудняет идентификацию антикварного фарфора мейсенского производства. Не позже 1728 года начало использоваться и собственное мейсенское клеймо в виде двух скрещенных мечей синего цвета, позаимствованных с герба Августа Сильного. Сегодня эта торговая марка является одной из старейших в мире. Мейсенский фарфор, сохранившийся до наших дней, высоко ценится на современном рынке антиквариата,  и его частные собрания часто можно увидеть выставленными на аукционах.

Райская птица в натуральную величину работы Иоганна Иоахима Кендлера. Фарфор, Мейсен, 1742 год. Частная коллекция.

К 30-м годам на мануфактуре было задействовано более 90 человек – арканисты (специалисты по смешиванию фарфорового сырья), формовщики, мастера по фасонированию и обжигу изделий и, конечно, лучшие художники своего времени. В 1727 году на мануфактуре начал работу Иоганн Киршнер, который создавал фарфоровые скульптуры животных и птиц в натуральную величину для верхних этажей Японского дворца курфюрста Саксонии в Дрездене. В 1731 году место Киршнера занял Иоганн Иоахим Кендлер, под руководством которого был создан легендарный «лебединый» сервиз для графа фон Брюля, состоявший из более чем 2000 предметов. А в 1740 годах на изделиях Мейсенской мануфактуры впервые появился знаменитый узор «синие луковицы», который стал фирменной чертой мануфактуры.

Как и большая часть мейсенского фарфора того времени, изделия с узором в виде голубых луковиц копировали оригинальные китайские орнаменты. Образцом для узора послужила, вероятно, роспись одного из китайских блюд периода Канси.

Блюдо с узором «синие луковицы». Мейсен, 1882 г., частная коллекция.

Точность копий, однако, с течением времени становилась весьма приблизительной, поскольку изображенных на блюдах и вазах экзотических плодов художники Мейсена никогда не видели в реальной жизни. Постепенно они приобретали сходство с более привычными европейскому глазу овощами и фруктами. Таким образом, «луковицы» или «гиацинты», изображаемые на мейсенском фарфоре и поныне, скорее всего, были «выведены» мейсенскими художниками из китайских персиков или гранатов. Тем не менее, орнамент вскоре приобрел огромную популярность, которой пользуется и доныне.

Разумеется, «голубыми луковицами» огромное художественное наследие мастеров Мейсена отнюдь не исчерпывается. Большой известностью пользуются антикварные мейсенские «золотые китайцы» — изделия, расписанные китайскими сюжетами с использованием только золотой краски. Необычайно эффектна красно-золотая роспись утвари в стиле «королевский дракон» и «красный дракон» с медальоном по центру, обрамленным изображениями этих мифологических животных.  Весьма популярны также были мотивы «пурпурная роза» и «виноградный лист». Реалистичные цветы и пейзажи, жанровые и придворные сценки, ярко раскрашенные ручки в виде птиц, цветов и других объектов – роспись мейсенского фарфора, восторгавшая современников, и сегодня привлекает восхищенные взгляды ценителей искусства.

Значение Мейсенского фарфора

Мейсенский фарфор – это своего рода «Роллс-ройс» мировой фарфоровой промышленности. В Мейсене изготовлялся фарфор для августейших фамилий России, Франции, Великобритании и других европейских стран. Собственные коллекции мейсенского фарфора были у большинства аристократов и миллионеров.

Фарфоровые часы. Мейсен. 19 век

Сегодня, как и триста лет назад, изделия под знаменитым клеймом фасонируются и расписываются вручную и, несмотря на свою весьма значительную стоимость, пользуются огромным спросом у знатоков и коллекционеров. Палитра цветов росписи мейсенских изделий насчитывает более 10000 оттенков, созданных по секретным формулам. Все изделия, когда-либо произведенные на мануфактуре, до сих пор официально числятся в производстве – общее их число превышает 175000.  Барокко, рококо, классицизм, неоклассицизм, бидермайер, импрессионизм, модерн, ар-деко – изделия Мейсенской мануфактуры можно найти в любом из этих художественных течений. В ассортименте завода более 300 видов столовых сервизов, более 750 видов изделий со знаменитым орнаментом «синие луковицы».

Некоторые изделия мейсенского фарфора становятся раритетами сразу же, как только покидают стены родного предприятия. Но не меньший интерес представляют для ценителя антикварные изделия «под скрещенными мечами»: они не только имеют огромную художественную ценность, но и несут на себе печать европейской истории последних веков — начиная с эпохи саксонского курфюрста, который мечтал обладать философским камнем, способным превращать в золото любой металл, а приобрел технологию, превращающую в «белое золото» обожженную глину.

Related Posts

« »