Китайский фарфор — часть 1. Наследие тысячелетий

Фев 21 • антиквариат, китайский фарфор • 5220 Просмотров • Комментарии ()

Древнейшее изделие из протофарфора, найденное на сегодняшний день (Хэнань, 1953 г.)

История китайского фарфора

Китайский фарфор восхищал европейцев на протяжении веков. Короли и аристократы платили за него целые состояния, шпионы ведущих держав безуспешно пытались выкрасть или выкупить его секрет, над технологией его изготовления бились лучшие гончары, стеклодувы и даже алхимики. В результате долгих усилий европейцам удалось найти свой собственный рецепт производства этого хрупкого материала – тайна же настоящего китайского фарфора так и осталась неразгаданной. А те немногие изделия, возрастом в несколько веков, дошедшие до современного рынка антиквариата, становятся сенсацией и предметом «охоты» многих коллекционеров.

История фарфора в Китае насчитывает приблизительно четыре тысячелетия. Первые сведения об изготовлении протофарфора (примитивного фарфора) относятся ко времени государства Шан-Инь, существовавшего на территории современного Китая с 1600 по 1027 гг. до нашей эры. Появление настоящего фарфора датируют по-разному: некоторые относят его возникновение к позднему царству восточной династии Хань (100 – 200 гг. н.э.), другие говорят об эпохе Троецарствия (220 – 280 гг. н.э.) или об империи Тан (618 – 906 гг. н.э). Эти разногласия вызваны отнюдь не недостатком археологических свидетельств. Просто грань между настоящим фарфором и керамикой-протофарфором достаточно расплывчата, и единой терминологии по этому вопросу не существует.

В современном понимании фарфором считаются изделия из белого, пропускающего свет керамического материала на основе белой глины-каолина и фарфорового камня (состоящего из кварца и слюды), прошедшие обжиг при температуре не менее 1200 градусов и покрытые глазурью. Однако черепки от изделий, выполненных из белого материала с большим содержанием каолина и обожженных при температуре приблизительно 1300 градусов, находят в культурных слоях уже первого тысячелетия до нашей эры. В то же время керамика ранней империи Мин (14-15 века нашей эры) могла делаться из цветной глины (к примеру, красной) и лишь покрывалась белой глазурью, однако тоже иногда считается фарфором. Именно поэтому время появления настоящего фарфора и оценивается с разбросом до нескольких веков.

Осколок фарфорового изделия с бело-голубым рисунком. Датируется эпохой Тан.

Так или иначе, к началу царствования династии Сун (960 – 1279 гг.) технология производства фарфора достигла зрелости, и изделия из этого материала приобрели в Китае большое распространение. Во времена империи Юань (13-14 века) центром производства фарфора стал город Цзиндечжэн, в котором впервые начали производиться изделия бело-голубой окраски, сегодня ставшие символом китайского фарфора. Традиции производства фарфора окрепли в правление династии Сун и получили новое развитие во времена империи Мин. Период Чэньхуа оставил нам дивные фарфоровые произведения в стиле дукай, периоды Цяцзин и Ванли – яркие многоцветные композиции. Под правлением династии Цин (1636 – 1911 гг.) китайские мастера фарфорового производства достигли вершины своего искусства, создав изысканные и тонкие произведения, из которых наиболее ценится трехцветный и пятицветный фарфор эпохи Канси.
На территории Китая существовало большое количество ремесленных центров, специализирующихся на производстве фарфора: Цзиндечжэн, Лилин, Таньшань, Цзыбо и многие другие. Изделия каждого из этих производств имеют собственный колорит, легко узнаваемый для любого знатока. Наибольшую же известность получили четыре вида китайского фарфора, которые иногда называют «великими»: фарфор с бело-синим орнаментом, бело-голубой рисовый фарфор (секрет которого не разгадан до сих пор), фарфор с росписью эмалевыми красками и фарфор с цветной эмалью.

Изделия из китайского фарфора чрезвычайно разнообразны. Вполне естественно, что по большей части эти предметы носили утилитарное назначение (чашечки, чайники, миски и сосуды для риса, подставки для кистей, утварь и предметы обихода), однако при этом отличались затейливостью и тщательностью росписи и оформления, утонченной гармонией формы, прочностью и ослепительной белизной. Разумеется, фарфор использовался и для изготовления декоративных изделий, основную часть которых составляли изящные статуэтки и безделушки. Особое место в традиции производства китайского фарфора занимают вазы, которые издавна совмещали в себе утилитарную и декоративную функцию и пользовались особой любовью коллекционеров.

Китайский фарфор как предмет коллекционирования

Фарфоровая ваза с изображением бога долголетия Шоу-Сина и восьми бессмертных даосских святых. Коллекция Государственного Эрмитажа.

Китайский фарфор стал предметом коллекционирования уже в древние времена. Драгоценные коллекции фарфоровых изделий в странах Азии собирались на протяжении многих веков – например, в Турецком государственном музее в Стамбуле представлена богатейшая коллекция антикварного китайского фарфора из более чем тысячи предметов. В Китае, известном своим трепетным отношением к древностям, обширные коллекции фарфорового антиквариата находятся как в государственном владении, так и в частных руках.

Весьма представительные коллекции древнего китайского фарфора также имеются и в Европе, где со времен средневековья китайские фарфоровые изделия ценились на вес золота, а черепки расколотых изделий оправлялись в драгоценные металлы как украшения. Сегодня на пополнение коллекций восточных и западных ценителей китайского фарфора нередко работают подводные археологи, исследующие древние торговые пути в поисках затонувших судов с грузом старинной фарфоровой посуды, которая прекрасно сохраняется под водой. Впрочем, на европейском рынке немало и «реплик» с редких фарфоровых изделий, а также, к сожалению, подделок.

 Продолжение. Часть 2

Related Posts

Комментарии

  1. Ксения:

    Китай и Япония сохранили немало недоступных европейцам чудес просто благодаря тому, что долгое время оставались закрытыми странами и развивались обособленно. Может быть, они и отстали в какой-то части технического прогресса, зато избежали характерной для европейских стран стандартизации. Фарфор — одно из таких «потаенных» чудес, порождений изоляции, и вряд ли его секреты будут когда-нибудь разгаданы до конца.

  2. Ксения:

    Китай и Япония сохранили немало недоступных европейцам чудес просто благодаря тому, что долгое время оставались закрытыми странами и развивались обособленно. Может быть, они и отстали в какой-то части технического прогресса, зато избежали характерной для европейских стран стандартизации. Фарфор — одно из таких «потаенных» чудес, порождений изоляции, и вряд ли его секреты будут когда-нибудь разгаданы до конца.

« »