Карл Фаберже – придворный ювелир российских самодержцев

Фев 8 • антиквариат, аукционы • 3730 Просмотров • Комментарии ()

Карл Фаберже

Ювелирное искусство Фаберже

Карл Фаберже – явление уникальное в истории не только российского, но и мирового ювелирного искусства. Имя Фаберже знакомо даже людям, далеким от истории, антиквариата и ювелирного производства. Изделия под этой знаменитой маркой хранятся в музеях и продаются на антикварных аукционах за колоссальные деньги. И неудивительно, ведь с этим именем связаны наши представления об ушедшей эпохе, последнем расцвете блистательной аристократии и баснословных сокровищах российского самодержавия.

Биография Карла Фаберже

Петер Карл Фаберже, прославивший фирму, родился 30 мая 1846 года в Санкт-Петербурге в семье Густава Фаберже, француза по происхождению, и его жены Шарлотты Юнгштедт, дочери датского художника. За четыре года до рождения своего первенца Густав Фаберже основал маленькую ювелирную мастерскую по адресу улица Большая Морская, дом 11.

Петеру Карлу было предназначено пойти по стопам отца. Одаренный мальчик обучался ювелирному делу в Дрездене, а став постарше совершил путешествие по Европе, набираясь опыта и постигая тонкости ювелирного искусства в ведущих мастерских Саксонии, Франции, Италии. В 1866 году, вернувшись в Петербург, 20-летний Карл Фаберже приступил к работе в фирме своего отца вместе с опытными мастерами А. Хольмстремом, В. Раймером, Х. Пендином, Э. Колином, а в 1870 году молодой человек полностью принял предприятие под свое руководство.
В это время основная продукция ювелирной фирмы – модные вычурные драгоценности, мало чем отличимые от изделий множества других ювелиров в России и столицах Европы: золотые, усыпанные бриллиантами ожерелья, диадемы, медальоны, броши-подвески, плетеные браслеты. Однако Карл Фаберже неутомимо работал над развитием своего предприятия, причем трудился не только в мастерских, но и в Эрмитаже, где занимался оценкой, ремонтом и реставрацией ювелирных изделий, а также черпал вдохновение для новых работ в огромной царской коллекции драгоценного антиквариата.
В 1882 году продукция Фаберже была удостоена золотой медали на московской Всероссийской художественно-промышленной выставке. В этом же году в истории компании случилось еще одно знаменательное событие – в дело вошел брат Карла Густавовича, талантливый художник-декоратор Агафон, при участии которого и был создан фирменный стиль Фаберже, прославивший этот ювелирный дом на весь мир.

Уже через год Карл Фаберже начал принимать заказы от высших придворных чинов и получил право именоваться «Поставщиком Высочайшего двора», а на его вывеске появилось изображение двуглавого орла.
В 1884 году императрица Мария Федоровна получила изящный подарок от нижегородского купечества – золотую корзинку с букетиком ландышей из жемчуга и бриллиантов. На милой вещице, привлекавшей внимание фантазией и тонкой техникой изготовления, стояло клеймо Фаберже. Так на некогда скромную ювелирную мастерскую обратили внимание августейшие особы, и в истории фирмы Фаберже наступила новая эпоха.
В 1885 году император Александр III заказал у Фаберже пасхальный сувенир для своей супруги Марии Федоровны, и на свет под личным руководством мастера появилось первое в истории пасхальное яйцо-сюрприз из покрытого эмалью золота, внутри которого скрывалась драгоценная игрушка – курочка-наседка и миниатюрная императорская корона. С тех пор ни одна Пасха при дворе не обходилась без пасхального сувенира от Фаберже – сначала драгоценные безделушки для своей супруги заказывал Александр III, а после его гибели традиция перешла к Николаю II, который ежегодно дарил по яичку от Фаберже своей матери Марии Федоровне и жене Александре Федоровне.

Золотой век Фаберже

Дело Карла Фаберже стремительно шло в гору. Одно за другим открывались новые филиалы фирмы: в 1887 году – в Москве, в 1900 – в Одессе, в 1903 – в Лондоне, в 1905 – в Киеве. Вместе с отцом в семейной компании трудились четыре сына: Евгений (1874-1960), Агафон (1876-1951), Александр (1877-1952), Николай (1884-1939). В фирме Фаберже работали лучшие ювелиры, камнерезы, эмальеры – совокупное число мастеров по всем отделениям доходило до 700 человек. Заслугой Фаберже, помимо создания оригинальных техник и неповторимого творческого почерка, стало использование таких необычных для ювелирного искусства материалов, как поделочные камни и уральские самоцветы, вороненая сталь и карельская береза.

Яйцо Фаберже

Слава Фаберже шагнула далеко за пределы России. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже Карл Фаберже получил Гран-при и был удостоен ордена Парижского легиона. Царская семья преподносила изделия Фаберже в качестве дипломатических даров. Среди клиентов фирмы была высшая знать, дворы Европы, английский король, американские промышленники, азиатские и африканские правители. Фирма изготавливала огромное количество ювелирных изделий от недорогих резных табакерок до грандиозных серебряных сервизов – по современным оценкам, за время существования дела Фаберже под этой маркой было выпущено более 250000 изделий.
Золотой век Фаберже закончился лишь с началом Первой мировой войны. Фаберже продолжал работать по заказам августейшей фамилии, создавая наградные кружки, портсигары, стаканы и значки. Но объемы ювелирного производства постепенно сокращались. Мастеров Фаберже мобилизовали на фронт, московское отделение фирмы по приказу правительства начало производить снаряды и гранаты.
В 1917 году дело Фаберже было закрыто, его фирма перешла под управление «Комитета работников товарищества и компании Фаберже». В сентябре 1918 года Карл Фаберже под угрозой ареста бежал за границу при содействии британского посольства. Его ювелирные изделия были разворованы или национализированы, в 20-е годы многое по дешевке продавалось за рубеж как не имеющее художественной ценности.
Петр Карл Фаберже до этого не дожил – он умер в швейцарской Лозанне 24 сентября 1920 года в возрасте семидесяти четырех лет. Великий ювелир лишь ненамного пережил свою эпоху и ушел вместе с ней, навсегда оставшись в памяти потомков символом высокого вдохновения, тончайшего мастерства и изысканной роскоши ювелирного искусства эпохи модерн.

Related Posts

Комментарии

  1. Ксения:

    Карл Фаберже — безусловно великий человек, его имя знают даже те, кто безусловно далек от искусства. Очень интересная информация об истории знаменитых пасхальных яиц :) А советская власть, при всех своих плюсах, очень многое разрушила безвозвратно, намеренно или случайно — не суть важно.

  2. Ксения:

    Карл Фаберже — безусловно великий человек, его имя знают даже те, кто безусловно далек от искусства. Очень интересная информация об истории знаменитых пасхальных яиц :) А советская власть, при всех своих плюсах, очень многое разрушила безвозвратно, намеренно или случайно — не суть важно.

« »