История аукционного дома Christie’s: ветер перемен

Ноя 15 • Christie’s, аукционы • 2052 Просмотров • Комментарии ()

Ветер перемен и новые реалии: покупатели и коллекционеры антиквариата

Штабквартира Christie’s, 8 King Street, London

Штабквартира Christie’s, 8 King Street, London

В условиях промышленной революции аукциону антиквариата Christie’s пришлось приспосабливаться к новым реалиям. Клиенты-аристократы сменились покупателями-магнатами: главными людьми на арт-рынке стали богатые «выскочки» и коллекционеры, такие как Джон Пьерпонт Морган или Эндрю Уильям Меллон. Члены аукционного дома уже мечтали об огромных деньгах – все говорило о том, что пришло время для расширения дела.

Christie’s переезжает на King Street  8 в 1823 году — офис дома  в Лондоне располагается там и сегодня. Помещение, которое было задумано для проведения торгов, выглядело просто огромным. Эту комнату так и назвали – Большой зал.

Большой Зал

Большой Зал

По легенде, помещение планировалось сделать  в виде шестиугольника, задумка принадлежала еще самому Джеймсу Кристи – с целью создания большего количества стен для размещения лотов. По словам очевидцев, Большую комнату увешивали полотнами различных художников до самого потолка. Игра на арт-рынке началась уже по серьезным и нешуточным правилам: семья Кристи постепенно теряла монополию на посту руководства этим домом. В 1831 г. в компанию пришел Уильям Мэнсон, 1859 г. принес Christie’s еще одного партнера – Томаса Вудса, и фирма стала называться «Christie, Manson and Woods».

1889 г. стал завершающим в истории правления аукционным домом членов семьи Кристи – ушел в отставку Джеймс Кристи четвертый. К тому же судьба распорядилась так, что этот год стал первым для продаж работ импрессионистов.

Появление второго игрока — аукционного дома Сотбис и другие испытания

В первой половине прошлого столетия Кристис прошел через многие испытания. Первым ударом судьбы стал выход на рынок серьезного конкурента – дома Сотбис. Появившийся на пару десятилетий раньше, чем Кристис, до самого последнего момента он занимался по большей части продажей антиквариата и книг. Но появление принципиального нового стиля в искусстве – модерна стало огромным соблазном для конкурента: коммерческое процветание этой живописи давало отличный шанс заработать неплохие деньги.

И в 1913 г. Sotheby’s разворачивает продажи картин. У дома Кристис начинается еле сдерживаемая паника. И он завершает свои букинистические продажи  через Сотбис, и устраивает свои личные продажи коллекций старых книг. Это дает начало нескончаемой конкуренции двух ведущих, в будущем, игроков арт-рынка, которая продолжается и в настоящий момент.

миссис Дэвис Дэвенпорт Национальная галерея искусств (США)

миссис Дэвис Дэвенпорт Национальная галерея искусств (США)

Продажа портрета миссис Дэвенпорт, написанного английским художником-портретистом Джорджем Ромни, за £360 900 стала огромной удачей и достижением 1920-х годов. Но совсем скоро аукцион Кристис становится совершенно не до смеха. Последствия Первой мировой войны и экономическая депрессия опустошили рынок искусства. Для того, чтобы выжить в таких тяжелых условиях, на обсуждение выносился вариант объединения двух домов – конкурентов: Кристис и Сотбис. Но такие переговоры ни к чему не привели – Сотбис понемногу занимал прежние позиции, благодаря наработанной клиентской базе в США, и потребность в слиянии с Кристис отпала сама собой.

Но ни новые конкуренты, ни последствия войны, ни даже экономическая депрессия не были так страшны для Christie’s, — настоящим ударом для этого дома стала бомба, разрушившая его помещение на Кинг Стрит в апреле 1941 года. Его восстановление члены и сотрудники Кристис смогли начать лишь в 1953 году. Еще на более долгое время были прекращены продажи коллекционных вин – вплоть до 1966 г., из-за чего компания несла значительные денежные потери.

Related Posts

« »