Эдвард Мунк «Крик». Картон, масло, темпера, пастель. 1893. Национальная галерея, Осло

Искусство кражи

Дек 5 • антиквариат, арт • 2923 Просмотров • Комментарии ()

Эдвард Мунк «Крик». Картон, масло, темпера, пастель. 1893. Национальная галерея, Осло

Эдвард Мунк «Крик». Картон, масло, темпера, пастель. 1893. Национальная галерея, Осло

Музейные кражи — романтика или бизнес?

Вопреки распространённому мнению о похитителях произведений искусства и антиквариата, сформированному кинематографом, они не являются героями-романтиками. Напротив, эти люди зачастую не имеют никакого отношения к искусству, кроме сугубо меркантильного. Кража произведений искусства и антиквариата — это бизнес, и весьма рентабельный.

Способы похищений произведений искусства и антиквариата. Их исполнители

Однозначно дать описание типичного вора, промышляющего в сфере искусства, практически невозможно. Приведём несколько примеров известных «музейных» ограблений, похищений антиквариата — и станет ясно, насколько различны здесь как исполнители, так и их действия.
Итак, в 1985 году в здание парижского Музея Мармоттан днём нагрянула вооружённая банда из нескольких грабителей. Они похитили 9 шедевров, один из которых — «Впечатление. Восход солнца» Клода Моне — картина, от которой образовалось само название «импрессионизм». Нашли пропажу лишь 5 лет спустя, на Корсике. Через 4 года после описанной кражи, в 1989 году в музее Шарлоттенбург (Берлин) произошёл такой случай: под рёв сирены охранники обескураженно рассматривали пустоту на стене, где минуту назад находились произведения Карла Шпицвега «Любовное письмо» и «Бедный поэт». А в это самое время через комнаты замка стремительно нёсся к выходу… инвалид, прикованный к коляске. Оба шедевра известного немецкого классика эпохи романтизма он прятал под пледом. На сегодняшний день не найдено ни «инвалида», ни картин.
Не лишены изобретательности три кражи, совершённые в девяностых годах прошлого века. В день открытия зимних Олимпийских игр в 1994 году в Норвегии двое грабителей взобрались по лестнице и выбили окно в Национальной галерее в Осло. Они похитили полотно Эдварда Мунка «Крик» — один из основных шедевров экспрессионизма. Ворам потребовалось на это всего 50 секунд. Преступники были схвачены через несколько месяцев — один из грабителей оказался профессиональным футболистом (правда, в прошлом). Другой случай произошёл в 1997 году в городе Пьяченца. Проникнув на крышу галереи, грабитель отодвинул световой фонарь и с помощью крюка заваладел «Женским портретом» кисти Густава Климта. В 1999 году «обеднел» миллионер из Саудовской Аравии — с его пришвартованной в порту Антиб (Франция) яхты пропал «Портрет Доры Маар» работы Пабло Пикассо. Как похитителю удалось незамеченным пробраться на яхту — не ясно до сих пор. Согласно одной из версий, вор был аквалангистом.

Карл Шпицвег «Бедный поэт». Холст, масло. 1839. Новая пинакотека, Мюнхен

Карл Шпицвег «Бедный поэт». Холст, масло. 1839. Новая пинакотека, Мюнхен

Обратимся к веку текущему. Новогодняя ночь на 2000 год, Оксфорд, музей Ашмолеан. Через световой фонарь злоумышленник бросил дымовую шашку в зал, где находятся произведения импрессионистов. Дымовая завеса скрыла от камер наблюдения спустившегося в зал по верёвке вора в противогазе. Пытавшаяся понять, что произошло и занятая вызовом пожарных, охрана не заметила человека, покинувшего музей тем же путём и прихватившего «в подарок» картину Сезанна. В 2002 году «охотники» за произведениями искусства не поленились снять магазин в Асунсьоне, напротив Национального музея изобразительных искусств. Два месяца потратили они на 25-метровый подкоп на трёхметровой глубине. Тоннель укрепили брёвнами, в нём провели электрическое освещение. Всё это было проделано ради похищения пяти полотен, среди которых картины Тинторетто и Курбе.
Шотландия, 2003 год. Резиденцию герцога Бакклю посетили двое туристов, один из которых отвлекал смотрителя. Второй в это время завладел приписываемой да Винчи картиной «Мадонна с веретеном». Раздался рёв сирены, грабители помчались к выходу, представляясь встречным офицерами полиции. Украденное полотно находится в розыске по сей день. В том же году в Венский Музей истории искусства пробрался похититель. Для того, чтобы проникнуть в экспозицию, он забрался на второй этаж, воспользовавшись строительными лесами и выбил стекло. Очутившись в помещении, преступник схватил самое дорогое произведение декоративно-прикладного искусства — солонку из литого золота «Салиеру» работы Бенвенуто Челлини, принадлежавшую королю Франциску I. В 2004 году в Осло трое вооружённых людей при свете дня ограбили Музей Мунка. Они унесли картину «Мадонна» и другой вариант полотна «Крик».
Ни больше, ни меньше — четыре кражи имели место в Рассборо-Хаус, принадлежащем сэру Альфреду Бейту поместье в Ирландии. Баронет владеет коллекцией старинной живописи, одним из лучших в мире частных собраний. Первая кража произошла в апреле 1974 года. Руководимая дочерью друга семьи Бейт, директора страховой фирмы «Ллойд», Бриджет-Роуз Дагдейл вооружённая банда из пяти человек ворвалась в дом. Все налётчики были членами Ирландской республиканской армии. Они связали слуг и хозяев, погрузили 19 шедевров в автомобиль и увезли. Похищена была наиболее ценная картина собрания — «Дама со служанкой, пишущая письмо» Вермеера. Главу налётчиков обнаружили спустя несколько месяцев в заброшенном коттедже. Там же нашли картины. Во время ареста Дагдейл прибегла к вооружённому сопротивлению, и оказалась в тюрьме на 9 лет. Выйдя на свободу, она сменила имя и устроилась на работу учителем.

Искусство кражи. Часть 2
Искусство кражи. Часть 3
Искусство кражи. Часть 4
Искусство кражи. Часть 5
Искусство кражи. Часть 6
Искусство кражи. Часть 7

Related Posts

« »