Франсиско де Гойя «Портре актирисы Антонии Сарате». Холст, масло. Ок. 1810-1811. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Искусство кражи. Часть 6

Дек 12 • антиквариат, арт • 2279 Просмотров • Комментарии ()

Ян Вермеер «Концерт». Холст, масло. 1664-1667. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон

Ян Вермеер «Концерт». Холст, масло. 1664-1667. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон

Шедевры в роли «заложников»

Сомнительная практика выкупа шедевров у грабителей работает на руку последним, создавая прецедент для преступлений в дальнейшем. При этом воры усвоили науку: грабить нужно не музеи и частные коллекции антиквариата, а выставки, на которых собираются шедевры, временные страховки которых во много раз выше обычных страховых сумм. Похитив произведения, они предпочитают укрыться с добычей и выжидать, пока законный владелец или его страховщик первыми выйдут на контакт.

Иной преступник, украв произведение искусства, держит его в роли «заложника» с целью обезопасить себя самого. В США в 1990 году произошло грандиозное ограбление Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне. Пропало 13 картин, в числе которых «Концерт» Вермеера — жемчужина коллекции (нет даже необходимости в оценки антиквариата — «шедевральность» подтверждается на уровне экспертизы). По мнению лучшего артдетектива — известного сыщика Чарлза Хилла, организатором огарбления выступил один из главарей бостонской ирландской мафии Балджер, по совместительству являющийся агентом ФБР. После смены полицейского начальства новые власти приняли решение избавиться от сотрудника, которого не в силах держать под контролем. Однако Балджера не поймали. Стоит отметить факт совпадения дня ограбления музея с главным ирландским праздником — Днём святого Патрика. Детектив Хилл считает, что некоторые краденые музейные шедевры, в том числе и «Концерт» Вермеера используются преступниками как страховка при ведении переговоров со спецслужбами. Пока ФБР не трогает того или иного мафиози, произведения целы, и есть шанс возвращения их в музей. В ином случае бандиты угрожают уничтожением ценностей.

В качестве «лирического отступления» опишем краткую биографию упомнянутого выше Чарлза Хилла. Родился будущий гениальный артдетектив в 1947 году в Кембридже (Англия) в семье лётчика ВВС США. Школьные годы провёл в Англии, в 1967 году отправился во Въетнам в составе ВДВ США, где воевал до 1969 года. Окончив Вашингтонский университет и дублинский Тринити-колледж по специальности «новейшая история» и пройдя курс теологии в лондонском Кингс-колледже, преподавал историю в Дублине. В 1976 году начал работать в полиции Лондона констеблем, и за двадцать лет службы сделал карьеру, став начальником Художественного и антикварного отдела Скотленд-Ярда.

Среди проведённых Хиллом операций по поиску и возврату похищенных шедевров — возврат «Дамы со служанкой, пишущей письмо» Вермеера и «Портрета актрисы Антонии Сарате» Гойи (1933 год). Также были возвращены и другие произведения, украденные из поместья Рассборо-Хаус Мартином Кэхиллом по кличке Генерал (см. выше). При возврате работы Мунка «Крик» в Национальную галерею в Осло (1995 год) детектив представился покупателем и арестовал грабителей. Не обошлась без его помощи полиция Чехии — в 1996 году была схвачена преступная банда, в музеи страны вернулись десятки особо ценных экспонатов, среди которых — полотно Лукаса Кранаха, принадлежащее пражской Национальной галерее. В 2001 году Чарлз Хилл стал частным детективом, организовав собственное агентство. Успех не заставил себя ждать и на этом поприще — в 2002 году артдетектив осуществил возврат в поместье Лонглит, принадлежащее лорду Бату, похищенного «Отдыха на пути в Египет» Тициана.

Франсиско де Гойя «Портре актирисы Антонии Сарате». Холст, масло. Ок. 1810-1811. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Франсиско де Гойя «Портре актирисы Антонии Сарате». Холст, масло. Ок. 1810-1811. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Антиквариат как валюта в преступном мире

Краденые картины, как и другой антиквариат и предметы искусства, можно и не продавать. Известный нам ирландец придумал не лишённый оригинальности способ применения похищенных шедевров. Генерал, организовавший ограбление «несчастливого» поместья Рассборо-Хаус, планировал стать в центре британской наркоторговли. Украденные в поместье Бейтов 18 антикварных произведений искусства предполагалось использовать в качестве валюты для обеспечения финансовой стороны этого «проекта». Оставаясь в пределах преступного мира, картины служили залогом, обеспечением сделок в международных мафиозных расчётах. «Дама, читающая письмо» Габриэля Метсю отправилась в Стамбул в качестве оплаты крупной партии героина, три полотна, среди которых «Портрет мадам Бачелли» кисти Гейнсборо стали платой за «работу» лондонских наркодилеров. Ирландские террористы получили «Голову кавалера» Рубенса, в Майами были отправлены два пейзажа кисти Франческо Гварди. Залогом под обеспечение займа стали четыре жемчужины коллекции Бейтов, среди которых «Портрет актрисы Антонии Сарате» работы Гойи и «Дама со служанкой, пишущая письмо» Вермеера Делфтского. Они были отданы торговцу бриллиантами из Анверпена, поместившему шедевры в хранилище Люксембургского банка.

На деньги займа мафиози приобрели банк, создали систему отмывания наркоденег с участием фирм в Германии, Норвегии, Кипра и оффшорной зоны острова Мэн. После гибели Генерала в 1994 году полиция США и Европы в разных странах по одной находила похищенные картины в течение многих лет. Координатором выступал Скотленд-Ярд, в 1997 году официально заявивший, что полиция имеет дело с организованными преступными группировками и террористами, для которых мировые шедевры — разменная монета в торговле оружием и наркотиками.

В подтверждение опасений Скотленд-Ярда 23 декабря 2000 года в Стокгольме трое в масках и при оружии совершили ограбление Национального музея Швеции перед самым его закрытием. Один взял на мушку охрану на первом этаже, а его сообщники ворвались в залы на втором. Угрожая посетителям и сотрудникам музея оружием, грабители уложили их на пол и, сорвав намеченные заранее произведения — одну картину Рембрандта и две Ренуара, покинули музей. Преступники скрылись на моторной лодке, ожидавшей их на расположенном рядом с музеем канале.

Искусство кражи. Часть 1
Искусство кражи. Часть 2
Искусство кражи. Часть 3
Искусство кражи. Часть 4
Искусство кражи. Часть 5
Искусство кражи. Часть 7

Related Posts

« »