Уильям Тернер «Свет и цвет. Утро после Всемирного потопа». Холст, масло. 1843. Галерея Тейт, Великобритания

Искусство кражи. Часть 5

Дек 11 • антиквариат, арт, оценка антиквариата • 2770 Просмотров • Комментарии ()

Уильям Тернер «Тень и Тьма. Вечер перед Всемирным потопом». Холст, масло. 1843. Галерея Тейт, Великобритания

Уильям Тернер «Тень и Тьма. Вечер перед Всемирным потопом». Холст, масло. 1843. Галерея Тейт, Великобритания

Артнеппинг или Кому продать похищенный шедевр?

Итак, мы украли широко известное произведение. Не для того, чтобы тайно им любоваться, ибо «доктор Но» — воображаемый персонаж. Любой покупатель тоже не всегда подойдёт — риск слишком велик. Наиболее вероятным покупателем шедевра будет… его владелец или законный представитель последнего. Да, именно директор галереи, музея, или частный коллекционер, не желая потерять сокровище навсегда, будут согласны заплатить выкуп. Особенный интерес в скорейшем возврате похищенного антиквариата преследуют страховщики — ведь именно они понесут убытки в случае утраты застрахованного имущества, выплачивая владельцам немалые суммы. Преступления такого рода с лёгкой руки журналистов получили название «артнеппинг».

Следует сказать, что законодательство большинства государств запрещает ведение переговоров с ворами и выплату им выкупа. Тем не менее, владельцы нередко прибегают к сделкам с преступниками тайно либо устраивают всё таким образом, что взаимодействие с ними преподносится как поиск пропавшего щедевра и его счастливое обнаружение. При этом, разумеется, «имена грабителей остались неизвестны» или «злоумышленникам удалось скрыться». В таких рискованных сделках стороны, как правило, напрямую между собой не общаются, а поддерживают контакт через посредника. Обычно это лицо, пользующееся доверием как со стороны законных владельцев украденной вещи, так и со стороны организовавших кражу преступников. В роли посредника — дипломата с железными нервами, может выступать адвокат, иногда — артдетектив, обладающий обширной сетью связей среди преступного мира, в мире искусства (музеи, галереи и т. д.) и на рынке антиквариата.

Очевидно, артнеппинг, завершившийся успехом, никоим образом себя не обнаружит. Но, как и во всём, здесь тоже не обошлось без исключения. В 1994 году во Франкфурте-на -Майне произошло ограбление. С выставки «Гёте и искусство» пропали три картины — «Свет и цвет. Утро после Всемирного потопа» и «Тень и Тьма. Вечер перед Всемирным потопом» кисти Уильяма Тёрнера, принадлежавшие галерее Тейт, и «Полоса тумана» Каспара Давида Фридриха, принадлежавшая гамбургскому музею. Исполнители были арестованы через год, но похищенных произведений у них не оказалось. Выдвигалась версия об организации кражи Арканом, главой сербских националистов, но предположений о местонахождении «Света», «Тьмы» и «Тумана» (картины для краткости именовались прессой по первым словам названия) у полиции не было.

Уильям Тернер «Свет и цвет. Утро после Всемирного потопа». Холст, масло. 1843. Галерея Тейт, Великобритания

Уильям Тернер «Свет и цвет. Утро после Всемирного потопа». Холст, масло. 1843. Галерея Тейт, Великобритания

Схема похищения антиквариата и произведений искусства

На время проведения выставки полотна Тёрнера были застрахованы на сумму (итогам оценки антиквариата) в 36 миллионов долларов, и галерея Тейт получила их от страховых компаний Lloyd´s и Axa Nordstern Art. Право собственности на пропавшие картины перешло к последним, с оговоркой, что в случае обнаружения «Света» и «Тьмы» галерея Тейт вправе выкупить полотна. Детективы страховщиков вели безуспешные поиски похищенных шедевров в течение нескольких лет, а преступники затаились и ждали. Полученная от страховщиков денежная сумма, удачно вложенная на бирже, выросла до 47 миллионов. В 1998 году Тейт предложила страховым компаниям 12 миллионов за возвращение прав собственности на похищенные картины. После этого галерейщики пустили по определённым кругам слух о готовности пойти на сделку с похитителями и выплатить выкуп. Автором операции, названной «Возвращение», стал Николас Серота, директор Тейт. О ней было известно лишь двоим из двенадцати членов Совета попечителей галереи, а также двоим сотрудникам.

В качестве посредника выступил немецкий юрист Эдгар Либрукс, кандидатура которого была одобрена обеими сторонами, согласившийся на авантюру только при условии легализации его действий прокуратурой Германии. Адвокат получил официальный документ, дающий ему право вести переговоры при условии оплаты услуг галереей Тейт, без получения денег от преступников. Согласно договору, заключенному с Тейт, юрист становился получателем пяти миллионов долларов в случае удачного завершения операции. Пройдя огонь, воду и медные трубы взаимоотношений с преступниками — поездки с повязкой на глазах, закодированные письма, конспиративные квартиры, взаимные подозрения, не единожды заходящие в тупик переговоры, чемоданы денег в мелких купюрах, Либрукс возложенную на него миссию выполнил. В июле 2000 года была возвращена (то есть выкуплена у преступников) «Тьма». Факт «обнаружения» пропажи тщательно скрывали, опасаясь срыва сделки по выкупу «Света». В декабре 2002 года в галерею вернулась и эта картина. Тейт выполнила все обязательства по договору с посредником, честно выплатив ему причитающийся гонорар. В итоге Тейт получила шедевры целыми и невредимыми, «заработав» на краже порядка 36 миллионов долларов. Прибыль пошла на пополнение коллекции и ремонт здания.

Подобный контракт Либрукс заключил и с франкфуртским Кунстхалле. Однако, получив обратно «Туман», музей не счёл нужным расплачиваться с посредником — адвокат был удостоен «объявления благодарности». В ответ обманутый юрист обнародовал факт артнеппинга, рассказав о нём прессе. Кунстхалле отрицал факт выкупа шедевра у похитителей, настаивая на том, что производил оплату услуг адвоката. То же самое утверждает и британская галерея Тейт.

Искусство кражи. Часть 1
Искусство кражи. Часть 2
Искусство кражи. Часть 3
Искусство кражи. Часть 4
Искусство кражи. Часть 6
Искусство кражи. Часть 7

Related Posts

« »