Пабло Пикассо «Мальчик с трубкой». Холст, масло. 1905. Частная коллекция

Искусство кражи. Часть 2

Дек 6 • антиквариат, арт • 2508 Просмотров • Комментарии ()

Пабло Пикассо «Мальчик с трубкой». Холст, масло. 1905. Частная коллекция

Пабло Пикассо «Мальчик с трубкой». Холст, масло. 1905. Частная коллекция

Кражи антиквариата и современного искусства, продолжение

В мае 1986 года совершена вторая кража. Банда, главаря которой звали Генерал (настоящее имя Мартин Кэхилл) в два часа пополуночи устроила включение охранной сигнализации. Полиция, вызванная сторожем, не заметила никаких признаков проникновения, обойдя дом со всех сторон. Переждав, пока полицейские проводят обыск, злоумышленники проникли в дом во время паузы между окончанием работы полиции и вторым (на этот раз настоящим) срабатыванием сигнализации. Грабители ушли с добычей — Вермеер, Гейнсборо, Гойя, Рубенс и многие другие, всего 18 произведений, пропажа которых была обнаружена лишь поутру. Семь из пропавших полотен были найдены полицией вскоре после кражи, а одиннадцать остальных обнаружили себя многими годами позже.

Третья каража заняла у исполнителей всего три минуты. В июне 2001 года через главный вход в поместье вломился джип. Трое в масках, ворвавшись в дом, забрали «Портрет мадам Бачелли» Гейнсборо и картину кисти Беллотто. Пропажа была обнаружена в Дублине год спустя. Ограбление поместья Рассборо превратилось в своего рода обряд инициации для главарей преступных группировок Ирландии — четвёртая кража не заставила себя долго ждать. В сентябре 2002 года с заднего фасада дома было выбито стекло. Под вой сирены бандиты похитили пять полотен, в числе которых оказался «Доминиканский монах» Рубенса. Оперативность и слаженность — вот факторы, давшие преступникам возможность уйти от преследования полиции. Все украденные картины были перехвачены сыщиками в Дублине три месяца спустя. Не дожидаясь пятой кражи, Бейты отдали в дар дублинскому Национальному музею большую часть коллекции.

При сопоставлении условий, способов и участников «музейных» краж антиквариата и искусства, как-то не просматривается общий типаж, некий собирательный образ, присущий исполнителям, непосредственно совершающим ограбление. Проблематично найти точки соприкосновения между мародёрствующими в музеях Боснии и Хорватии вооружёнными автоматами Калашникова бывшими ГДРовскими офицерами, выламывающими 3-метровые алтари в храмах немецкими медсёстрами (получившими от полицейских прозвище «силачи»), укравшим из Библиотеки Ватикана манускрипты с пометками Петрарки американским профессором-искусствоведом и ограбившим собственную обитель на 26 гравюр Дюрера монахом-бенедиктинцем. Единственная объединяющая черта — жажда наживы, не сдерживаемая ничем и никем.

Разумеется, и здесь есть исключение из правил, как и везде. Некий официант по фамилии Брейтвизер в 2001 году попался на очередной попытке ограбления музея. Совершая кражи не с целью обогащения, а из жажды приключений, любитель «остренького» похитил 240 произведений современного искусства и антиквариата — скульптур и картин, находившихся в небольших европейских музеях. Все свои «трофеи» он хранил дома. Престарелая мать чудака, узнавшая об аресте сына из газет, весьма перепугалась. Решив «замести следы», она выбросила скульптуры в реку, а картины — на свалку, предварительно порезав последние. Однако, в большинстве случаев исполнители в этом деле — не клептоманы, а как правило, наёмные воры. Замешаными в процессе могут быть и страховщики, и адвокаты, и артдилеры, и музейные сотрудники, и террористы, и мафиози. Кем бы ни организовывались и осуществлялись кражи, потери частных собраний и музейных экспозиций от них ежегодно составляют порядка семи миллиардов долларов.

Музейные кражи. Причины возникновения и основные проблемы ремесла

Будучи весьма древней «специальностью», кража произведений искусства и других музейных ценностей достигла высшей точки своего развития во второй половине прошлого века. В те годы имел место так называемый «музейный бум», проснувшийся интерес к живописи со стороны коллекционеров — миллионеров из Японии и США, послуживший толчком для невероятного скачка цен на шедевры. Полотна импрессионистов, к примеру, стоили в 1950 году не дороже 10, а работы Пабло Пикассо — немногим более 5 тысяч долларов. Однако, прошло лишь десять лет — и цены на означенные произведения исчислялись сотнями тысяч долларов. Двадцать лет спустя, в начале семидесятых, они превысили миллионную отметку. В начале века текущего стоимость, равная ста четырём миллионам долларов, по которой в 2004 году ушёл с молотка «Мальчик с трубкой» кисти Пикассо, никому не кажется запредельной.

Искусство кражи. Часть 1
Искусство кражи. Часть 3
Искусство кражи. Часть 4
Искусство кражи. Часть 5
Искусство кражи. Часть 6
Искусство кражи. Часть 7

Related Posts

« »