Прянишников Илларион Михайлович

Биография художника: Илларион Михайлович Прянишников

Июн 29 • антиквариат • 2071 Просмотров • Комментарии ()

Прянишников Илларион Михайлович

Прянишников Илларион Михайлович

Творчество И.М. Прянишникова

Настоящий коллекционер антиквариата, ценящий русскую живопись, вряд ли пройдёт мимо творчества мастера жанровых полотен Иллариона Михайловича Прянишникова. Поговорим о старинных картинах И.М. Прянишникова периода обучения и его ранних жанровых полотнах. Будущий художник родился в с. Тимашово (совр. Калужская обл.) 20 марта 1840 года. Образование молодой человек получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавателями его были С.К. Зарянко и Е.С. Сорокин. Уже во время обучения, в период с 1856 по 1866 годы, Прянишников обнаружил основные качества, такие как цветовая насыщенность, разнообразие гаммы, способность формировать и передавать психологию воплощаемых образов, изображая их живо и точно, а также наблюдательность настоящего художника. Талант живописца проявил себя в начале 1860-х, в ранних ученических картинах: «Чтение письма в мелочной лавке», «Мальчик-коробейник» и других. Последняя ученическая работа «Шутники. Гостиный двор в Москве» (1865) сделала автора известным художником. Полотна периода 1870-х годов иные, нежели ранние произведения. Их отличает более сильная насыщенность цвета и ярче выраженная целостность композиции. «Порожняки» и «Погорельцы» (обе работы 1871 года) были представлены на Первой передвижной художественной выставке. Критики отзывались о них как о настоящих достижениях отечественного искусства.

Рассматривая картины Прянишникова 1870-х годов и сравнивая их с ранними произведениями, зритель видит пейзаж, переставший быть условным и более не служащий лишь фоном. Напротив, роль его меняется: он становится поэтичной средой, подчёркивающей выстроенную композицию сюжетных сцен, воплощённых на холсте эпизодов жизни простого народа. Обратимся к полотну «Эпизод войны 1812 года» (1874), где автор стал первопроходцем, изображая не общеизвестных героев-полководцев, а крестьян-партизан. Художник представляет не офицеров, но простой народ в качестве истинного победителя Наполеона. Несмотря на напряжённый сюжет картины – русские по заснеженной равнине ведут пленных солдат французской армии — нельзя не заметить искреннего восхищения художника красотой русского зимнего пейзажа.

Картины Прянишникова. Масштабные и камерные полотна. Последние годы жизни

На старинных картинах кисти Прянишникова1880-1890-х годов – народная масса, многоликая, в одном порыве соединяющая разные характеры и типажи. Эти произведения отображают русскую деревню того периода. Примерами таких полотен могут служить «Спасов день на Севере» (1887) и «Общий жертвенный котёл» (1888). В то же время художник создавал сюжеты и образы, отличающиеся камерностью, некоторой сумеречностью, что близко по духу живописцам следующего поколения. Это мы видим в произведениях «В мастерской художника» (1890) и «В провинции» (1893). Помимо работы над картинами, Прянишников занимался педагогической деятельностью в стенах родного училища. Он преподавал в период с 1873 по 1894 годы, среди его учеников – С.В. Иванов, С.А. Коровин и многие другие известные художники. С самого основания Илларион Михайлович входил в число участников ТПХВ, а начиная со Второй выставки – в члены правления данного объединения. С 1893 года Прянишников – действительный член петербургской Академии Художеств. Начать преподавать в академии художнику помешала смерть, ставшая также причиной незавершённости последней его работы «Крестный ход».
Скончался Илларион Михайлович в Москве 12 марта 1894 года.

Related Posts

« »