Дэмиен Херст — 3 часть

Июн 13 • Sotheby’s, аукционы • 1986 Просмотров • Комментарии ()

Живопись и скульптура

Дэмиен Херст «Гимн», 1999 г.

Среди скульптур Херста, помимо уже упомянутой «Благотворительности» (продана за 1,5 млн фунтов стерлингов), в ряду знаменитых работ нужно отметить «Гимн» (предположительная стоимость 1 млн фунтов) и «Девоматерь», которая в настоящее время установлена перед небоскребом Левер-хаус в Нью-Йорке.
Что касается живописи, то наибольшей известностью пользуются концентрические работы и точки. Свои концентрические картины Херст выполнял на вращающемся столе путем разбрызгивания краски, которая под действием центробежной силы и создавала неповторимое изображение. Названия этих абстракций характерны для концептуального искусства и обычно начинаются со слова «красивый» (Beautiful): «Красивый сочный оранжевый, разбрызганный по роскошному голубому, я рисовал с игривыми мыслями» или «Красивый вращающийся сфинктер ой коричневое».
«Точки» Херста составляют большой цикл из более чем 330 работ, представляющих собой белые полотна с нанесенными на них симметричными точками или кругами различных (не повторяющихся на одной картине) цветов, одинакового диаметра, расположенных через равные интервалы. Основная часть этих картин была создана ассистентами Херста («Я не такой дурак, чтобы заниматься этим самому» — сказал художник в одном из интервью). Самая дорогая из этих работ была продана в 1998 году за 1,8 млн фунтов стерлингов.
В начале 2012 года выставки, посвященные «точечной» серии Херста открылись одновременно в 11 галереях Gagosian по всему миру. Уникальность этого мероприятия состояла именно в стандартизованности точечных работ, благодаря чему посетители галерей Gagosian в 8 городах мира могли одновременно получить один и тот же визуальный опыт. Художественная ценность данных работ вызывала у большинства обычных зрителей недоумение, а растерянные критики отмечали лишь, что сочетание цветов на некоторых работах привлекает взгляд, тогда как другие выглядят ничем не примечательно или неприятно. Многие озвучили и мысль, что работы данной серии попросту сходят с конвейера для продажи под раскрученным брендом «Дэмиен Херст».
Ориентированность этого бренда на предметы роскоши в последние годы проявилась и в создании таких декоративных объектов, как черепа, облицованные бриллиантами или огромные панно из позолоченной стали с цирконами. В исполнении любого другого художника это было бы сочтено китчем – но Херсту прощают и это.

Продать Херста, пока не поздно

Дэмиен Херст «Diamond Skull», 2007 г.

Сам Дэмиен Херст считает искусством идею, а не исполнение: «Искусство происходит в твоей голове. Если вы скажете что-то интересное, что может послужить названием произведения искусства, я это запишу. Искусство приходит отовсюду. Это ваш ответ на окружающее».
Херст воплощает в себе художника особого и, пожалуй, самого современного типа – это дизайнер, менеджер, специалист по связам с общественностью, арт-директор и медийная персона в одном лице. Работы Херста покупают отчасти по тем же причинам, что и вещи знаменитостей. Сам художник рассказывал о случае, как одна из ассистенток, увольняясь, попросила себе одну из работ с точками, над которыми она работала. «Я сказал – сделайте свою собственную. Она ответила – нет, я хочу вашу. Но единственная разница между моей и ее – это деньги».

Соло — аукцион Sotheby’s

Действительно, мировая известность Херста больше, чем любого другого художника, связана с невероятной стоимостью его работ. Даже самые доброжелательные критики отмечают, что после исторического соло-аукциона на Sotheby’s в сентябре 2008 года работы Херста превратились из объекта инвестиций в предметы престижа. Херст на глазах перемещается из области арт-инвестиций в область товаров роскоши. Сегодня Херста ставят в один ряд с Prada или Moët – его произведения покупают ради обладания, а не ради последующей перепродажи.

Тем более что после взрывообразного роста стоимости «херстов» в течение последних пятнадцати лет, сегодня ситуация меняется. Одна из четырех работ Херста, выставленных на аукцион в 2011 году, не нашла своего покупателя, максимальная выручка за отдельную работу составила 1,7 млн долларов (тогда как в 2007 году этот показатель равнялся 19 миллионам). Общая стоимость проданных в прошлом году работ Херста составила 29,6 млн долларов – неплохо, но значительно меньше, чем у немца Герхарда Рихтера, общая выручка за работы которого превзошла 200 миллионов долларов, и китайца Зенга Фанжи, который к тому же начинает теснить Херста с позиций самого богатого художника в мире.

Дэмиен Херст. Инсталляция «Колыбельная, весна сезонов», 2002 г.

Нечто подобное предсказывал Джулиан Спэлдинг в книге «Жульническое искусство: почему нужно успеть продать работы Дэмиена Херста, пока их еще покупают», вышедшей в начале 2012 года. В своей нашумевшей работе известный британский арт-критик и искусствовед заявил, что в произведениях Херста «нет ничего общего с искусством» и очень скоро они «не будут стоить ни гроша». После недавно отгремевшей ретроспективы в лондонском музее современного икусства Tate Modern, некоторые критики отмечали, что оригинальные работы и самопародии Херста с течением времени становятся все более однообразными и начинают приедаться, хотя другие вновь провозглашали художника родоначальником «новой и заманчивой атмосферы творческого дерзновения и вечного поиска».
Однако, заходит звезда Дэмиена Херста или нет, пока он остается одной из самых значимых на арт-рынке фигур. В крупнейших обзорах, посвященных искусству последних десятилетий, имя Дэмиена Херста стоит рядом с Синди Шерман, Герхардом Рихтером и Джеффом Кунсом. Таким образом, место в истории современного арт-процесса он себе уже обеспечил – ну а насколько большим окажется его итоговый вклад в художественный багаж человечества, судить, пожалуй, рано.

по материалам сети Интернет

подготовлено Дарьей Иванюшкиной

Related Posts

« »