Дэмиен Херст — 2 часть

Июн 10 • аукционы • 2196 Просмотров • Комментарии ()

Искусство смерти

Дэмиен Херст «Отбившаяся от стада», 1994 г.

Когда в 1994 году в галерее Serpentine была представлена работа Херста «Отбившаяся от стада» (Away from the Flock), художник Марк Бриджер проявил свое отношение к произведению, вылив в формальдегидовый контейнер с останками овцы пузырек с чернилами и сменив табличку на «Черная овца». В суде он заявил, что после этого качество инсталляции сильно возросло. В 1995 году работа Херста Two F**ing and Two Watching была снята с выставки в Нью-Йорке американским Департаментом здравоохранения вследствие опасений, что она «вызовет у посетителей рвоту». И действительно, произведения Дэмиена Херста шокируют, отталкивают, порой заставляют задуматься, но практически никогда не относятся к тому, что обычная публика привыкла называть «миром прекрасного».
Главной и излюбленной темой Дэмьена Херста, по сути, создавшей его современную славу, является смерть. В ранние годы творчества смерть в его произведениях имела самый натуралистичный, отталкивающий облик – разлагающаяся, нередко расчлененная плоть, личинки, мухи, колбы с заспиртованными органами животных или формальдегидовые контейнеры с их тушами. Художник, по его собственному признанию, использовал инструменты науки, чтобы исследовать границы, разделяющие вожделение и страх, жизнь и смерть, рациональность и веру, любовь и смерть. С течением времени смерть в произведениях Херста приобрела менее реалистичный, и даже роскошный облик (например, в виде инкрустированных бриллиантами черепов), но остается его основной темой и поныне.
«В жизни всего четыре важных вещи: религия, любовь, искусство и наука, — говорил Херст. – Это инструменты, помогающие найти свой путь в темноте. Конечно, они не панацея, но все-таки помогают. Из всех этих инструментов, сейчас наилучший — наука. Как и религия, она дает проблеск надежды, что, может быть, в конце все будет хорошо…»

Витрины и формальдегид

Дэмиен Херст «Физическая невозможность смерти в сознании живущего»

В первых работах Херст стремился охватить жизненный цикл как таковой. Инсталляция In and Out of Love («Любовь и ее отсутствие», 1991 г.) состояла из растений в горшках, гусениц и монохромных квадратов на стенах, покрытых смесью сиропа и клея. Гусеницы постепенно превращались в бабочек, которые порхали по помещению, рано или поздно приклеивались к стенам и там медленно умирали. В отдельной комнате, посвященной отутствию любви, находились только пепельницы с окурками сигарет. В настоящее время инсталляция в ее «фиксированном» виде выставляется в Йельском центре современного искусства. Бабочки как художественный материал впоследствии использовались Херстом и в другом известном цикле его работ – калейдоскопичных аппликациях из сотен крылышек насекомых, наклеенных в причудливых витражных орнаментах.
Идее круговорота жизни и смерти посвящена знаменитая «Тысяча лет» (1991 г.) — витрина, содержащая гниющую голову коровы и сотни мух, которые проходят полный цикл развития от личинки до взрослого насекомого и гибнут в устройстве дезинсекции. Эту работу в начале 90-х годов Чарльз Саатчи приобрел менее чем за 10000 фунтов (что для молодого художника также было совсем неплохо). После разрыва отношений с галереей Саатчи Херст выкупил свою работу обратно вместе с 11 другими произведениями: общая сумма сделки составила 8 миллионов фунтов. Позже она выставлялась на соло — аукционе в 2008 году.
Но на заре сотрудничества, впечатленный «Тысячей лет», Саатчи предложил молодому художнику любую сумму денег на создание новой работы. Так на свет появилась «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» (The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living). В этой работе акцент сместился с наблюдения за жизнью и смертью к презентации смерти как таковой – смертоносного хищника, который угрожает и в то же время сам является жертвой. Инсталляция, представляющая собой формальдегидовую ванну с чучелом тигровой акулы, первоначально обошлась Чарльзу Саатчи приблизительно в 50000 долларов. В 2004 коллекционер ее продал – хотя сумма сделки не разглашается, по оценкам экспертов она составляет 8 млн долларов: цена Херста за прошедшие десять лет значительно поднялась. В 2005 году Дэмьен Херст создал вторую версию работы – «Гнев Божий», также представлявший чучело акулы в формальдегиде.

Дэмиен Херст «Золотой телец», 2008 г.

За «Физической невозможностью» последовали другие, не менее известные работы: «Разделенные мать и дитя» (продольно рассеченные туши коровы и теленка, выставленные в разных витринах), «Отбившаяся от стада» (овца в формальдегиде). Наиболее дорогой в этом ряду была работа «Золотой телец» (теленок с позолоченными рогами, копытами и диском на голове), проданная за 10,3 миллиона фунтов.
Серия «аптечных» работ Дэмьена Херста также широко известна и относится к ряду самых дорогих произведений современного искусства. Это застекленные стенды-шкафчики (в полный размер шкафчика, либо сравнительно плоские, в виде декоративного панно), заполненные лекарственными и медицинскими объектами, колбами с чучелами или другими предметами. Открыл серию диптих «Изолированные объекты, плывущие в одном направлении для облегчения понимания» — шкафчик с чучелами рыб в формальдегиде. В 1992 году была представлена «Аптека», состоявшая из стендов с пустыми пузырьками от лекарств в натуральную величину. Примыкают к серии четыре стенда с органами коров в формальдегиде «Любовники» (1991). В 2000-х годах «аптечная серия» пополнилась циклом инсталляций из цветных таблеток в узких стальных стандах, в том числе четырьмя работами, посвященными «сонным» временам года, самой дорогой из которых на сегодняшний день стала «Усыпляющая весна» (2002 г.)

Related Posts

« »