Дело антикваров Преображенских

Дек 7 • антиквариат, аукционы • 3245 Просмотров • Комментарии ()

Дело антикваров. Рынок антиквариата

Янус Андреас Бартолин Ла Кур

Янус Андреас Бартолин Ла Кур

На картинах Януса Андреаса Бартолина Ла Кура, датского художника второй половины XIX века, — романтичные виды природы, настраивающие на созерцательный и умиротворенный лад. Вряд ли живописец лесных ландшафтов и сбегающих к воде каменистых склонов мог предположить, что спустя полтора столетия его услаждающие взор творения искупаются в ванной московской квартиры, обрушат российский рынок антиквариата и станут вещдоками громкого и мутного уголовного дела. Или все-таки это были не они? Однако, обо всем по порядку…

6 августа 2008 года Тверской суд Москвы огласил приговор по делу супругов Игоря и Татьяны Преображенских, владельцев салона «Русская коллекция». Торговцы антиквариатом были признаны виновными в продаже подделок: картин за подписями русских передвижников Киселева и Орловского, на поверку оказавшимися работами их датских современников. Следствие по «делу антикваров» продолжалось три года. И вот, наконец, суд вынес вердикт… удивляющий своей суровостью.

Чета Преображенских переехала из родного Петербурга в Москву в 2004 году. Татьяна, кандидат искусствоведения, член Международной конфедерации антикваров, член Ассоциации антикваров Санкт-Петербурга, была директором ООО «Русская коллекция». Игорь, по образованию философ, официально значился менеджером по персоналу, но, поскольку персонала было не много, фактически исполнял обязанности водителя. Фирма занималась консультированием, оценкой картин, выставочной деятельностью, а также куплей-продажей предметов искусства и антиквариата.

Супруги открыли антикварный салон в Гостином дворе, в Хрустальном переулке – в престижном месте, недалеко от Кремля. Вскоре они познакомились с Валерием Узжиным (впоследствии он будет проходить по делу как потерпевший), который стал не только их постоянным покупателем, но и близким знакомым.

Чета Преображенских

Чета Преображенских

Валерий Узжин — человек обеспеченный, совладелец сети автосалонов — уже собирал часы и серебро, но подумывает о коллекции картин. Татьяна с готовностью вызвалась помочь, обещая, что сама станет находить достойные полотна. В дальнейшем — согласно материалам следствия — Преображенская весьма ревностно оберегала выгодного клиента от контактов с другими антикварами. Убеждала Узжина, что ему, дилетанту, не стоит самому обращаться к незнакомым продавцам.

В короткий срок Валерий Узжин стал обладателем 34 картин, произведений Шишкина, Айвазовского, Киселева и других выдающихся художников-пейзажистов, общей стоимостью 8 млн. долларов. К приобретенным картинам прилагалось заключение о подлинности Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря за подписью эксперта Татьяны Горячевой (впоследствии она будет проходить по делу как свидетель). Преображенская компетентно объясняла, что последняя треть XIX века, передвижники – это не только хорошо и красиво, это модно и является надежным вложением капитала. При содействии Татьяны Преображенской Узжин приобрел несколько пейзажей кисти А.Киселева и В.Орловского по ценам порядка 100 тыс. долларов у московского арт-дилера Дмитрия Кутейникова.

Киселев Александр Александрович (1838 – 1911) — художник-пейзажист, участник Товарищества передвижных художественных выставок, руководитель пейзажной мастерской Императорской академии художеств (1897–1911).
Путешествуя по России и Европе, Киселев писал выразительные пейзажи, отмеченные своеобразным лирическим видением живой природы. Среди его работ особо выделяются виды средней полосы России и горные панорамы Кавказа.

Поддельный Киселев

Согласно показаниям Узжина, знакомые из Третьяковской галереи удивлялись богатству его коллекции: у тебя девять Киселевых, а у нас, в Третьяковке, их только семь. Но однажды основания для гордости у коллекционера резко снизились: он обнаружил одного из «своих Киселевых» в зарубежном каталоге – при этом автором картины был указан датский живописец Янус Ла Кур. «Я долго не мог поверить и даже начал пересчитывать листики на деревьях», — рассказывал потом Узжин следствию.

Заказав провести экспертизу частной фирме «Арт Консалтинг», Узжин выяснил, что десять картин из его коллекции являются подделками. Настроенный решительно, он явился с претензией к Кутейникову. Тот, понимая, что перед ним не лох, а серьезный, авторитетный мужчина, признался, что картины были не совсем подлинными. И популярно объяснил коллекционеру, как вообще устроен антикварный рынок «модных передвижников». Фальшивые картины являлись так называемыми «перелицовками». Для изготовления такой подделки берется работа малоизвестного автора, написанная в тот же период и близкая по живописной манере. Подпись художника заменяется. При необходимости что-нибудь дорисовывается или замазывается. Существуют и некоторые особые способы обработки полотна. В частности, как поведал Кутейников, живопись датского романтизма он превращал в русский реализм, погружая картины в горячую ванну.

Related Posts

« »