Китайский фарфор — часть 2. Цзындечжень – столица фарфора

Фев 22 • Christie’s, антиквариат, аукционы, китайский фарфор • 8873 Просмотров • Комментарии ()

Самое дорогое изделие из фарфора в мире – ваза 14 века, изготовленное в Цзындечжэне в эпоху Юань

Китайский фарфор из Цзындечжэнь

Цзындечжэнь – на слух иностранца название этого древнего китайского города звенит так же, как фарфор, который производится в нем уже более тысячи лет. Именно фарфору небольшой по китайским меркам Цзындечжэнь обязан своим величием – а мировое культурное наследие обязано Цзындечжэню тем самым знаменитым фарфором, который «подобен толщиной – листу бумаги, цветом – нефриту, гладкостью – зеркалу, а звоном – колокольчику».
Цзындечжэнь, расположенный в восточном Китае (провинция Цзянси), стал центром производства керамики уже в 200 году до нашей эры, во времена империи Хань. Первоначально город носил название Цинпинь, затем упоминается в древних летописях как Чаннаньчжэнь. Свое нынешнее название («Город Цзындэ») Цзындечжэнь получил в XI веке при императоре Цзындэ (1004 – 1007, династия Сун), когда на всех производимых здесь изделиях появилось императорское клеймо. Такие изделия, сохранившиеся в неыероятно малых количествах до сегодняшних дней на рынке антиквариата, нередко становятся сенсациями на аукционах.

За тысячелетия своего существования Цзындечжэнь стал родиной множества видов фарфора и течений в его художественном оформлении. Но наибольшую известность получили четыре стиля цзындечжэньского фарфора, которые породили множество подражаний как в самом Китае, так и за его пределами, а сегодня наиболее ценятся коллекционерами. Это фарфор с бело-синим орнаментом, фарфор с монохромной цветной глазурью, фарфор «линьлунь» и фарфор «розового семейства».

Бело-синий китайский фарфор

Фарфор с бело-синим орнаментом наиболее характерен для фарфорового производства Цзындечжэня и всего Китая. Впервые бело-синие фарфоровые изделия появились во времена северной династии Сун (960 – 1127 гг.), и эта гамма сохраняла неизменную популярность на всем протяжении истории фарфора. Подглазурный орнамент наносился окисью кобальта, насыщенный цвет которой под воздействием высокой температуры слабел до чистого синего оттенка, который таким образом удавалось получать без применения ядовитого свинца.

Фарфор, покрытый монохромной цветной глазурью

Тонкий, полупрозрачный, украшенный экзотическим узором цзындечжэньский бело-синий фарфор был предметом коллекционирования в Азии, Европе и занимал первое место по объему производства в самом Китае – поэты называли его «вечно-юным голубым цветком».

Фарфор, покрытый монохромной цветной глазурью, также был необычайно популярен.
Использовались глазури как для высокотемпературного, так и для низкотемпературного обжига, содержавшие в качестве красящего агента медь, железо или золото. Особенно ценился сложный и дорогой в изготовлении «императорский» фарфор, покрытый кроваво-красной глазурью. Другие оттенки цветной глазури, широко применявшиеся для производства цзындечжэнского фарфора – желтый, зеленый, бело-голубой и т.д.
Фарфор «линьлунь» трудно с чем-либо спутать. Этот стиль, подаривший нам предметы изумительной красоты, возник в правление императора Чжу Чжаньцзи (первая треть 15 века) и описывался восхищенными современниками как «фарфор со стеклянной инкрустацией». Отличительная особенность фарфора «линьлунь» — просветный узор, состоящий из отверстий, выполненных в сырой массе фарфора. Изделие покрывалось несколькими слоями глазури, после чего обжигалось. Собираясь в отверстиях, глазурь создавала эффект стекла, заполнявшего фарфоровый узор. Иногда узор был виден с любой точки, иногда – просматривался лишь на просвет. Существует и разновидность этой техники, когда отверстия оставались незаполненными. Фарфоровые изделия в стиле «линьлунь» могли оставаться белыми или расписывались в подглазурной технике в традиционных синих или изумрудно-зеленых тонах. Поскольку технологический процесс производства фарфора «линьлунь» был весьма сложен, в этом стиле представлены по преимуществу маленькие предметы – чашки, стаканы для кистей, небольшие сосуды с крышкой.

«Розовый» китайский фарфор

«Розовый» фарфор

Термин «розовое семейство» описывает преобладающую цветовую гамму фарфоровых изделий, которые производились в течение достаточно долгого периода и оформлялись в различных техниках. «Розовый» фарфор впервые появился в правление императора Юнчжэня (1723 – 1735 гг., династия Цинь) и продолжал поступать в продажу почти до начала 20 века. Возникновению фарфоровых изделий этого вида мы обязаны стремительно крепнувшим торговым связям Китая и Европы, а также конкуренции, которую китайские производители почувствовали со стороны европейских мануфактур, разгадавших секрет фарфора. Именно с Запада в Цзындечжэнь пришла технология получения при обжиге розовой краски из мельчайших кристаллов олова и золота. Да и само сочетание нежных розово-золотистых оттенков было значительно ближе вкусам европейцев, чем китайцев, предпочитавших насыщенные карминные и багряные цвета. Заимствование шло не только на уровне технологий, но и на уровне сюжетов. При росписи фарфора «розового семейства» за образцы нередко принимались стилизованные под Китай изделия европейских мануфактур, поэтому орнаменты «розового» фарфора не столько уходят корнями в традиционную китайскую живопись, сколько отражают европейское представление о китайской экзотике. Хотя стиль «розового семейства» имел большую популярность среди всех производств Китая, именно мастерам Цзындечжэня удалось создать самые изысканные и гармоничные произведения, которые сегодня имеют наибольшую художественную и антикварную ценность.
Цзындечжэньский фарфор по праву считается вершиной китайского прикладного искусства. Фарфоровые изделия под маркой «города Цзиндэ» издавна хранились в сокровищницах как изделия великой ценности, благодаря чему многие предметы в превосходном состоянии дошли до наших дней. Именно цзындечжэньское клеймо стоит на самом дорогом фарфоровом предмете в мире – бело-синей вазе 14 века (династия Юань), которая в 2005 году была продана на аукционе Christie’s за 15,7 млн футов (27,7 млн долларов). Фарфоровое производство сохранилось в городе до нашего времени, и сегодня Цзындечжэнь продолжает поставлять на мировой рынок изделия тонкого дизайна, изящной формы и превосходного качества.

Продолжение. Часть 3 

Related Posts

Комментарии

  1. Ксения:

    Китайский фарфор по праву можно назвать одним из чудес света. Цзындечжень — в каком-то смысле символ, но можно вспомнить и о других городах — Лилин в провинции Хунань, Таншань в провинции Хэбэй, Исин в провинции Цзянсу, Цзыбо в провинции Шаньдун, например. В каждом из городов своя традиция изготовления фарфора и свои секреты.
    К сожалению, некоторые секреты изготоления фарфора были утрачены даже в самом Китае и едва ли когда-нибудь будут восстановлены.

  2. Ксения:

    Китайский фарфор по праву можно назвать одним из чудес света. Цзындечжень — в каком-то смысле символ, но можно вспомнить и о других городах — Лилин в провинции Хунань, Таншань в провинции Хэбэй, Исин в провинции Цзянсу, Цзыбо в провинции Шаньдун, например. В каждом из городов своя традиция изготовления фарфора и свои секреты.
    К сожалению, некоторые секреты изготоления фарфора были утрачены даже в самом Китае и едва ли когда-нибудь будут восстановлены.

« »