Купчиха

Борис Кустодиев на арт-аукционах

Янв 30 • Christie’s, Sotheby’s, антиквариат, аукционы • 3943 Просмотров • Комментарии ()

Портрет Ирины Кустодиевой, 1911

Аукцион русского искусства

Декабрьские торги дома MacDougall’s завершили серию традиционных аукционов русского искусства в Лондоне, мировом центре антикварного рынка. Топ-лотом  MacDougall’s стала картина Бориса Кустодиева «Купчиха», вынесенная на обложку каталога. Живописное  полотно ушло за 1.840.500 фунтов стерлингов – по верхнему эстимейту и по такой же цене, как и «Портрет Ирины» (дочери художника), проданный здесь в начале лета. Кустодиев, таким образом, стал одним из ценовых лидеров 2011 г. среди русских художников. (Чемпионами оказались Илья Репин и Василий Поленов — 4,5 и 4 млн. фунтов стерлингов соответственно.)

История названных картин Кустодиева солидна и прозрачна. В 1924 г. обе они экспонировались в Нью-Йорке на грандиозной выставке-продаже из СССР, организованной Игорем Грабарем и Сергеем Виноградовым, — и попали в частные коллекции. Работы для отправки в Америку Кустодиев отбирал сам — и они хороши. Лиричный «Портрет Ирины» (1911) дарит камерное ощущение свежести и чистоты, интригует неуловимой загадкой. «Купчиха» (1923) привлекает ладной статью, богатством цветовых сочетаний и тонкой ностальгической интонацией. Первая картина примечательна оригинальностью стиля, вторая – тем, что относится к самой популярной портретной серии художника (кто не знает «Купчиху за чаем» с арбузом и котом!).

Картин Бориса Кустодиева за границей мало, они не часто выставляются на торги. В контексте темы аукционов имя художника во многом ассоциируется с историей «Одалиски».

Купчиха, 1923

Неизвестная искусствоведам работа Кустодиева «Одалиска» впервые появилась на Christie’s в 1989 г. Ее тогда продали инкогнито за скромные 34.000 долларов. В ноябре 2005 г. картину снова выставили, и на этот раз она уже вызвала ажиотажа.

Если в 80-х западные коллекционеры приобретали русское искусство как экзотику, то в «нулевых» оно стало для них куда более авторитетным. Кроме того, на рынке антиквариата появились серьезные покупатели из России, целенаправленно ищущие отечественную классику. Сомнительный провенанс «Одалиски» компенсировался авторитетом Алексея Тизенгаузена, главы русского отдела Christie’s, — это он случайно обнаружил картину в Мюнхене 16 лет назад. Предварительная оценка при второй продаже составляла 180 — 220 тыс. фунтов. Аукционная цена взлетела до 1,7 млн. фунтов (2,9 млн. долларов). Продажа стала сенсацией и послужила горячей темой для СМИ: за 16 лет картина подорожала в 85 раз!

Новым владельцем «Одалиски» стал небезызвестный Виктор Вексельберг, учредивший фонд «Связь времен» для возвращения в Россию вывезенных культурных ценностей. Поговаривают, что когда-нибудь коллекция Вексельберга окажется в публичных музеях, но пока она хранится за сейфовой дверью в подвале отеля «Риц-Карлтон, Москва» и частично в Лондоне. (Экспонируются только императорские пасхальные яйца).

Рынок антиквариата: подделка?

Пролежав несколько месяцев в лондонском хранилище фонда, «Одалиска» весной 2006 г. была привезена в Москву для повторной атрибуции. Причина этого нам неизвестна, но известен результат. Специалисты Третьяковской галереи, Русского музея и ВХНРЦ им. Грабаря были единодушны: это фальшивка.  Целый ряд особенностей живописной техники отличает «Одалиску» от эталонных работ Кустодиева. Эксперты также отметили примитивность разработки деталей и грубые нарушения перспективы. По их мнению, картина была написана в начале XX века с использованием изобразительных фрагментов нескольких произведений мастера. Прижизненная подделка-компиляция. Обнаженная натура, как известно, покупается на аукционах лучше, чем все другие сюжеты. Случай с «Одалиской» очередной раз демонстрирует, насколько у азартных покупателей отключается здравый смысл, как сильно действуют подсознательные импульсы — и как это может повлиять на аукционные рейтинги и индексы.

Одалиска ?

«Джентльмены! Восемь эстимейтов за эту неприкрытую дешевку? Вы с ума сошли! Даже если вдруг это не подделка, то все равно очень плохая картина.» Не нужно быть экспертом Третьяковки, чтобы заметить: шуба, брошенная на стуле возле печки, равно как и стеганый пуховик, не подходят для «одалиски», то есть невольницы гарема султана.
Но ладно — название. Предположим, здесь арт-дилеры ошиблись. Предположим, это еще одна «Купчиха» или даже «Содержанка». Но ведь кустодиевские ню, всегда писались с такой тонкой иронией и с таким искренним любованием! Эти дородные русские девахи – плоть от плоти самой Природы. Они не знают стыда наготы, подобно античным нимфам и харитам. «Одалиска» же демонстрирует тело как товар — беззастенчиво и безыскусно. Картина в своем прямолинейном, «продажном» эротизме граничит с вульгарностью.

Christie’s дает пятилетнюю гарантию своим покупателем. Если за это время выясняется, что произведение не соответствует атрибуции, деньги должны быть возвращены. Российский миллиардер давно предоставил аукциону необходимые экспертные документы и саму картину. В ноябре 2010 г. «гарантийный срок» истек. Покупателю пришлось подать иск в Верховный суд Великобритании. Christie’s упорствует в том, что картина подлинная, и явно затягивает дело. По всей видимости, тяжба продлится еще долго.

Почему крупнейший аукцион мира с годовым оборотом в несколько миллиардов не решил вопрос с Вексельбергом тихо и полюбовно, почему не позаботился о своей репутации, о выгодном клиенте, радетеле связи времен, штурмующем эстимейты, почему допустил столь скандальный оборот дела – отдельная тема. Но она уже для другой статьи.

Деревенская ярмарка, 1920

В 2003 г. на торгах Sotheby’s кустодиевская «Красавица» (из коллекции Федора Шаляпина) ушла за 1,4 млн. долларов. Кустодиев стал четвертым в истории российским живописцем, чьи работы, в долларах, перешли за миллион. Первыми были Малевич, Кандинский и Шагал — но их западные коллекционеры знали лучше. Успех же практически неизвестного за рубежом Бориса Кустодиева — с его реализмом образов и национальным колоритом – имел в тот момент принципиальное значение не только для перспектив продаж этого художника, но и вообще для развития «русского тренда».

На сегодня ценовым рекордом Кустодиева остается 2,84 млн. фунтов за «Деревенскую ярмарку» в 2009 г. на Sotheby’s . Эта работа, конечно, не «Одалиска», но к числу выдающихся ее тоже отнести нельзя. Картины, проданные MacDougall’s, – пожалуй, лучшее из Кустодиева, что вообще когда-либо попадало на открытые торги.  Думается, что нынешний ценовой уровень для живописи этого художника – не предел. Его работы могут стоить и больше,
если только они будут появляться на рынке антиквариата.

Евгений Лабецкий, АП

Related Posts

« »