soroka

Биография художника: Григорий Васильевич Сорока. Продолжение

Июл 28 • антиквариат • 1684 Просмотров • Комментарии ()

sorokaСтаринная живопись Григория Сороки

Творчество Григория Васильевича Сороки относится к одному из наиболее светлых периодов в истории русской живописи 19 столетия. В то же время, судьба художника — одна из самых трагических в отечественной истории искусства. За свой короткий творческий путь Григорий Сорока создал произведения разных жанров, из которых лишь порядка 20 сегодня известны достоверно, хотя бы с приблизительной датировкой, неравноценных и неоднозначных. В живописи художника нашлось место как для передачи постоянно сопровождающих его жизненных тягот и неудачных обстоятельств, так и для воплощения чистейшего лирического настроения и состояния души, свойственной его утончённой душевной организации. Один из примеров таких работ — «Автопортрет» начала 1840-х, где внешнее спокойствие автора не скрывает его беззащитности и ранимости, затаённых переживаний, прочитываемых в глазах художника. В начале ученичества Сорока написал картину «Гумно» (ок. 1843), словно продолжая путь наставника, создавшего одноимённое произведение, ставшее началом нового веяния в бытовом направлении русской живописи.

Лучшими из старинных картин кисти Сороки, безусловно, являются пейзажи. В этом жанре художнику сопутствовал наибольший успех, о чём свидетельствуют такие работы, как «Флигель в «Островках» (1 половина 1840-х), где уже заметны тенденции более поздней русской пейзажной живописи (кон. 19 — нач. 20 века), а также пейзажи, выполненные автором в середине сороковых — «Вид на плотину», «Вид на усадьбу Спасское» и «Рыбаки», относящиеся к лучшим произведениям данного жанра. Рассматривая эти пейзажи, мы поддаёмся очарованию этой умиротворённой, тихой красотой. Знакомые художнику с детских лет места изображены на полотнах с чувством внутренней гармонии и воспринимаются зрителем как единое целое. Крестьяне в светлых одеждах, сочная зелень деревьев, строгая классика архитектуры, зеркальная гладь воды, отражающая лазурную глубину неба — на холсте воплощён целый мир, в котором человек взаимосвязан с природой неразрывными узами. Частью созданного творчеством Сороки мира можно считать написанные им интерьерные картины, наиболее удачным примером которых выступает великолепное по воплощению полотно 1844 года «Кабинет в Островках». Просторная комната с окнами, выходящими на озеро, узнаваемое по пейзажам художника. Заполняющая пространство тишина, буквально воспринимаемая на слух. Находящиеся в полутени предметы обстановки, наполненные особым смыслом. Они написаны тщательно, автор замечательно передал свойства материалов — свежеструганых досок стен, полированной мебели. Олицетворяет царящую в картине гармонию присевший на край дивана мальчик, держащий книгу. Примерно в тот же период написана картина «Отражение в зеркале», отличающаяся безупречностью живописи и сложностью пространственного решения.

В нескольких написанных Сорокой портретах мы находим общность творчества крепостного художника, обладающего чистотой лирика и истинной любовью к человеку, с искусством представителей эпохи Возрождения, с кристалльной ясностью одухотворённых, проникнутых гуманизмом образов. Самые яркие примеры портретной живописи Сороки — картины, запечатлевшие юную красоту Лидии и Елизаветы Милюковых. Произведения художника конца 1840-х и начала 1850-х отличаются от предыдущих работ. На смену необъятным просторам приходят такие пейзажи, как поросший тростником берег озера, тенистый уголок парка. В это время написаны картины «Вид в Островках» и «Часовня в Островках». Дарование Сороки насквозь проникнуто лирикой и поэзией, а его жизнь была жизнью крепостного живописца, сполна испившего чашу страданий человека, рождённого в неволе. Отсутствие свободы не помешало этому художнику внести неоценимый вклад в развитие русской живописи. Его картины и их репродукции можно встретить в галереях антиквариата, музеях и салонах Санкт-Петербурга и Москвы.

Related Posts

« »