Портрет Максима Горького

Биография художника: Борис Григорьев. Часть 2

Апр 14 • антиквариат, аукционы • 1879 Просмотров • Комментарии ()

Портрет Максима Горького

Портрет Максима Горького

Григорьев исследовал жизнь во всех ее проявлениях, а потом выражал увиденное с помощью сильной, уверенной линии, которая передавала энергетику героев его картин. К слову, художник ласково именовал их «шедевриками». Изможденные крестьяне с полотен «Деревня», «Старуха с бидоном», «Олонецкий дед», «Земля народная» мрачно смотрят на зрителя. Гнетущая галерея образов выходцев из народа стала шокирующим явлением для богемы, к которой относился и сам Григорьев. Впрочем, в показанных им образах все равно была определенная театральная условность. Его персонажи выглядели страшно и реально, слишком реально, в них ощущалась сила, но они все равно были заключены в отвлеченное пространство картины, а потому не отражали всего эмоционального спектра — в этом цикле мы видим одну из чувственных граней восприятия художника.

В эмиграции

В конце 20-х годов Григорьев покидает страну. Транзитом из Финляндии оказывается в Германии, потом во Франции, перебирается в Штаты. В Чили ему было предложено стать почетным преподавателем в Академии художеств, но тогда из-за общественных беспорядков ничего не получилось. В 1936 году, спустя девять лет, приглашение возобновили. В 1927 году Григорьев возводит собственный дом рядом с Ниццей (Франция), куда возвращается после долгого пребывания в Латинской Америке. Он продолжает работать над серией портретов своих выдающихся соотечественников, которую начал еще в России. В качестве моделей выступают такие известные личности, как Шаляпин, Горький, Есенин, Рахманинов, Керенский, Добужинский, МХАТовские актеры и так далее. Из этой галереи наибольший успех снискали две работы, на которых изображены Мейерхольд и Горький. Благодаря мировой популярности, наследие Григорьева общеизвестно и высоко ценится на глобальном рынке антиквариата.

Портрет Максима Горького

Григорьев отдавал должное харизматической личности Максима Горького. Над его портретом он трудился не поднимая головы, так он был увлечен процессом. На картине Горький запечатлен в экспрессивной позе, а на заднем фоне расположены его персонажи. Картина выполнена в сдержанных тонах. Самому писателю очень понравился этот портрет. Мейерхольд же был известен как театральный режиссер, чьи постановки отличались крайней эксцентричностью. Его манера была созвучна гротескной методике Григорьева, который тоже играл с формами. Позирование для своего портрета стало для Мейерхольда очередной театральной постановкой. Это отражено в фигуре режиссера, которая похожа на марионетку, управляемую извне. Своеобразную экспрессивность, присущую Мейерхольду, художник достоверно передал в своей картине, предварительно сделав множество набросков. Таким образом он работал над каждым портретом, стремясь ухватить сущность изображаемого человека. В итоге у него вышел характерный и легко узнаваемый образ, причудливый, как и сам Мейерхольд с его пьесами. Репродукции этих портретов, созданные в начале века можно встретить в галереях и на торгах аукционов антиквариата.

Долгое время Григорьев работал над масштабным полотном «Лики мира», которое было посвящено Лиге Наций. Эта картина пополнила музейный фонд Чехословакии. За почти четверть века в эмиграции художник создал множество картин и набросков, которые до сих пор не систематизированы. Число этих работ значительно превышает те, что были созданы в России. Почти перед самой своей кончиной Григорьев завершил последний автопортрет, словно добавив его в галерею лиц творческой интеллигенции. Лиц, чья жизнь бесповоротно изменилась после революции 1917 года.

Related Posts

« »