Белое золото Российской Империи: история фарфора в России — 1 часть

Июл 23 • антиквариат • 2875 Просмотров • Комментарии ()

Самое раннее из сохранившихся российских фарфоровых изделий – «пробная» чаша, 1747 г. Мастер Д.И. Виноградов, Невская порцелиновая мануфактура. На дне чаши имеется вдавленная цифра 15, обозначавшая номер рецепта фарфоровой смеси. Музей фарфора.

Старинный фарфор на рынке антиквариата

Старинный фарфор России не пользуется большой известностью за границей. Основная причина этому – относительная редкость российского антиквариата вообще и фарфора в Европе и Америке. Огромный собственный рынок не требовал от российских производителей серьезной работы на экспорт, а после революции хрупкое «белое золото» не уходило за рубеж в таких количествах, как драгоценности. Однако по своей художественной ценности лучшие произведения российских фарфоровых мануфактур не уступают западноевропейским и азиатским аналогам и даже превосходят их. Ну а словосочетание «Российский императорский фарфор» вызывает трепет у любого ценителя фарфоровой старины – как в нашей стране, так и за ее пределами.
Секрет фарфора, известного китайцам с древнейших времен, в начале 18 века был разгадан в Мейсене. В саксонский городок немедленно устремились дипломаты ведущих европейских держав, стремившиеся разведать драгоценную технологию. Разумеется, не мог упустить такой шанс и любитель всевозможных инноваций Петр I, который отправил в Мейсен особую миссию под руководством Ю. Кологривого. Однако этот замысел не увенчался успехом. Поэтому, несмотря на богатые залежи превосходной белой глины, на российских мануфактурах начала 18 века по-прежнему производились лишь майолика и фаянс, которые изготовлялись практически из тех же материалов, что и фарфор, однако по более простой технологии.

Российские предприниматели пытались выведать тайну фарфора и у его изобретателей-китайцев. Специально с этой целью в 1746 году иркутский купец А. И. Курсин отправился в Китай и за баснословную по тем временам сумму 3300 рублей приобрел у китайских мастеров чертежи печей для обжига и образцы материала. Вернувшись в Иркутск с этими сведениями, он надеялся создать российский фарфор, однако его опыты не принесли успеха – некоторые современные ученые считают, что полученная от китайцев информация все-таки оказалась ложной, другие винят в неудаче самого промышленника, которые не имел достаточного образования и научной подготовки, чтобы разработать технологию такой сложности.

Русский Беттгер

Первый сервиз Невской порцелиновой мануфактуры – Собственный сервиз императрицы Елизаветы с сетчатым узором, который впоследствии станет фирменным орнаментом Императорского фарфорового завода. 1756-1760 г., Государственный Эрмитаж.

В 1744 году за разработку собственного фарфора взялись всерьез. Императрица Елизавета Петровна заложила в Санкт-Петебрурге первую в России Невскую порцелиновую мануфактуру (впоследствии Императорский фарфоровый завод) и выписала из Саксонии мастера Иоганна Кристофора Гугнера. Впрочем, за четыре года своей работы он не только не наладил производство, но даже не смог выработать формулу настоящего фарфора. После саксонца во главе мануфактуры встал Дмитрий Иванович Виноградов, русский ученый, друг М.В. Ломоносова, обучавшийся вместе с ним в Саксонии и получивший звание бергмейстера (горного инженера). Именно с именем Д. И. Виноградова и связано создание российского фарфора. М. В. Ломоносов, вопреки распространенным представлениям, в его разработке практически не участвовал, и в советское время Императорский фарфоровый завод стал «Ломоносовским» лишь в силу исторической несправедливости.
Создание фарфора потребовало от Д.И. Виноградова огромных усилий. Как истинный ученый новой формации, он тщательно фиксировал результаты всех своих опытов – а этих опытов по подбору наилучшей глины и созданию оптимальной смеси, по проектированию печей и вычислению нужной температуры обжига, по разработке красок и глазури, было совершено более тысячи. К 1752 г. наиболее сложная часть работы была позади, и уже весной 1753 года в газете «Санкт-Петербургские ведомости» было размещено объявление об изготовлении на заказ фарфоровых «пакетовых» табакерок (то есть имитировавших сложенное вчетверо письмо с каллиграфической надписью).

Пакетовая табакерка, фарфор, 1753 г. Невская порцелиновая мануфактура. Надпись: «Ее Императорскому Величеству Елизавете Петровне Самодержице Всероссийской Государыне Всемилостивейшей». Государственный Эрмитаж.

Дмитрий Иванович стал автором первой в Европе теоретической работы по производству фарфора. Однако самому ему титанический труд по разработке фарфоровой технологии не принес ни славы, ни богатства. Колоссальное напряжение сил и бесконечные эксперименты с вредными веществами подорвали его здоровье, неудовлетворенность положением принуждала искать успокоение в алкоголе. Известно, что Виноградов даже пытался бежать, но был схвачен и прикован цепью к стене. Судьба русского изобретателя фарфора печально схожа с судьбой саксонского первооткрывателя «белого золота» Иоганна Беттгера. В 1758 году Д. И. Виноградов скончался – по трагическому стечению обстоятельств, в том же, еще совсем молодом возрасте, что и знаменитый саксонец (38 лет).

Related Posts

« »