Белое золото Российской Империи: история фарфора в России – 2 часть

Июл 31 • антиквариат • 3384 Просмотров • Комментарии ()

Императорский порцелин — антиквариат сегодня

Гурьевский сервиз, фарфор, 1809-1816 гг. Императорский фарфоровый завод. Петергоф.

Императорский фарфоровый завод на протяжении двух с половиной веков своей истории сохранял в России главенствующее положение. На современном рынке антиквариата изделия ИФЗ пользуются особым вниманием со стороны коллекционеров. В первые годы работы, из-за небольших печей, изделия первой Порцелиновой мануфактуры были невелики по размерам – главным образом это были чашки, хотя уже практически не уступавшие по качеству фарфору китайского и мейсенского производства. Изделия расписывались изобретенными Виноградовым красками, которых насчитывалось немногим более десятка, в стиле Мейсена (растительные мотивы, птицы, букеты, ленты) или «китайчатами».

В 60-х годах 18 века, с восшествием на престол Екатиерины Великой, мастера по фасонированию и росписи стали ориентироваться на французские образцы, главным образом – на роскошный фарфор производства Севра. В конце 1760-х годов на заводе был открыт секрет производства фарфорового бисквита, из которого стали производить великолепные, превосходно детализованные и изящные статуэтки. С 1814 года при отделке фарфоровой утвари начала использоваться редкая техника – печатный рисунок, который позволял переносить на фарфоровые изделия гравюры.

Первые десятилетия работы произведения Императорского фарфорового завода были императорскими в самом полном смысле слова – все изделия поставлялись во дворец или изготовлялись по заказу представителей августейшей фамилии. Здесь были созданы: Гурьевский («Русский») сервиз из более чем 4500 предметов с видами России, сценами быта и костюмами народов нашей страны (1817 г.); ампирный, с великолепной тонкой росписью Золотой сервиз; изысканный сервиз великого князя Константина Николаевича с золотой росписью по мотивам русско-византийских древностей, эксизы которой были выполнены археологом и художником Ф.Г. Солнцевым. К середине XIX века, помимо фарфора для дворцовых нужд, на заводе производились изделия и массового спроса. Однако здесь Императорскому заводу приходилось конкурировать с многочисленными частными предприятиями по изготовлению фарфора.

Частные мануфактуры

Сервиз ордена Святого равноапостального князя Владимира. Завод Гарднера, фарфор, 1778-1780 г. Предназначался для чествования кавалеров ордена на ежегодных церемониях. Государственный Эрмитаж.

Старейшим из них был частный фарфоровый завод в Вербилках, открытый англичанином по происхождению Францем Яковлевичем Гарднером. В стратегии развития своего производства Гарднер подражал мелким фарфоровым мануфактурам Европы: он копировал декор и технику росписи мейсеновского фарфора (пейзажи, букеты) и даже использовал схожую марку (скрещенные мечи). Впрочем, далеко не все изделия гарднеровского завода даже первых десятилетий его существования были вторичны.
В честь победы в Русско-турецкой войне в 1774 г. Гарднер предподнес Екатерине II особый сервиз, который так понравился императрице, что она заказала на мануфактуре в Вербилках три «орденских» сервиза (ордена Георгия Победоносца, Александра Невского и Андрея Первозванного), а немного позднее и четвертый, декорированный символикой ордена святого князя Владимира (на 140 персон). Эти сервизы в течение почти полутора веков украшали застолья в честь кавалеров соответствующих орденов. На мануфактуре Гарднера (в советское время – Дмитровском государственном заводе) также производилась бытовая утварь из фарфора весьма высокого качества и изделия мелкой пластики – фарфор низшей ценовой категории завода отличался яркой росписью в народном стиле, отвечавшей вкусам простых покупателей.

Разумеется, Императорским и гарднеровским заводами российская фарфоровая промышленность далеко не исчерпывалась. Коллекционерам хорошо известны изделия мануфактуры А.Г. Попова (с 1811 г.) с их превосходным качеством фарфоровой массы, яркой, чистой палитрой красок, красотой росписи. Имеет узнаваемый стиль и высоко ценится фарфор петербургской мануфактуры Ф.С. Батенина (1814 – 1838 г.), на изделиях которого (в том числе знаменитых амфорообразных вазах) можно видеть роспись петербургскими мотивами и тяжеловатые флористические орнаменты. На мануфактуре Корниловых в Санкт-Петебрурге во множестве производились фарфоровые изделия любого ценового уровня. Особое явление в истории российского фарфора представляет «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова». Первое предприятие будущей империи Кузнецовых появилось еще в 1810 году, а к концу века под руководством Матвея Сидоровича Кузнецова предприятие достигло своего расцвета, объединив в своем товариществе 18 заводов, на которых производилось до 2/3 всех изделий российского фарфора, от «трактирной» утвари до редчайших, дорогостоящих фарфоровых иконостасов.

В 1917 году многие уцелевшие фарфоровые предприятия России перешли на производство «советского» фарфора. Наибольший интерес для коллеционера представляют изделия первых послереволюционных лет – так называемый агитационный фарфор, близкий по тематике и оформлению революционным плакатам. В разработке декора этих изделий принимали участие многие известные художники-авангардисты: К. С. Петров-Водкин, М.Н. Мох, М. В. Добужинский, С.В. Чехонин и другие. После революции обширные собрания драгоценного фарфора были национализированы и сегодня находятся в музеях. Однако большое количество дореволюционной фарфоровой утвари сохранилось и в домашних коллекциях. Сегодня российский старинный фарфор превосходной сохранности и высоких художественных качеств доступен и в продаже антикварных магазинов, что предоставляет собирателям не только отличную возможность для вложения средств, но и уникальный шанс прикоснуться к отечественной старине.

по материалам сети Интернет

подготовлено Дарьей Иванюшкиной

Related Posts

« »