Аукционный дом Phillips de Pury & Company: двухвековая история – 2 часть

Май 10 • Christie’s, Phillips, Sotheby’s, антиквариат, арт, аукционы • 1779 Просмотров • Комментарии ()

Новейший период в истории аукционов

В начале «нулевых» годов ведущие аукционные дома привлекли внимание знаменитых французских миллиардеров-соперников Франсуа Пино и Бернара Арно. Владелец сети Pinault-Printemps-Redoute Франсуа Пино, воспользовавшись спадом на рынке антиквариата и искусства, в мае 1998 года приобрел аукцион Christie’s. Бернар Арно, владелец группы Moët-Hennessy-Louis Vuitton попытался ответить конкуренту приобретением второго крупнейшего аукционного дома Sotheby’s. Однако эта попытка не увенчалась успехом, и год спустя, в ноябре 1999 года, Арно вложил средства в Phillips.

Франсуа Пино

Поначалу казалось, что момент для приобретения был выбран удачно — Sotheby’s и Christie’s оказались замешаны в деле о тайном сговоре с целью увеличения комиссионных вознаграждений. После разбирательства большого жюри присяжных компаниям удалось уладить дело мировой (Christie’s обязался выплатить 256, а Sotheby’s – 326 миллионов долларов), однако доверие к ним было временно поколеблено.

Арно решил воспользоваться ситуацией, чтобы утвердить позиции собственной компании. Маркетинговая поддержка нового начинания была громкой. Арно объявил о намерении потратить на продвижение своего аукционного дома до 250 миллионов долларов и устроил в поддержку этой идеи череду приемов, на которых блистали знаменитости и кинозвезды. На первых торгах в Нью-Йорке репортеры с увлечением фотографировали Шэрон Стоун в красном платье, которая фланировала по залу, поглаживая скульптуры.

Бернар Арно

Несмотря на все это, большого коммерческого успеха торги не имели. Стремясь привлечь художественные работы первой величины, Арно шел на беспрецедентные меры – устанавливал большие резервы (гарантии выплат за все выставленные на аукционы лоты, независимо от того, будут они проданы или нет) и даже начал напрямую скупать коллекции искусства и антиквариата и отдельные произведения. Эти щедрые условия действительно обратили на аукцион Phillips внимание многих покупателей и продавцов, однако отбить достаточное количество клиентов у Sotheby’s и Christie’s Арно так и не удалось.

Симон де Пюри

Phillips — экспансия в мире аукционов

В декабре 2000 года Арно объединил свою компанию с женевским предприятием частных арт-дилеров Симона де Пюри и Даниэллы Люксембург, которые до 1997 года занимали руководящие должности в Sotheby’s и имели большие связи в мире искусства, консультируя ведущих коллекционеров современности. Компания сконцентрировала свои усилия на наиболее популярных сегментах – живописи (главным образом, импрессионизме и модерне), драгоценностях и мебели. В 2000 году Phillips собрал рекордную в своей истории выручку, продав «Супрематическую композицию» Казимира Малевича 1919 года за 17,1 миллиона долларов.

Казимир Малевич «Супрематическая композиция», 1919 г.

В 2001 году Phillips приобрел внушительную коллекцию художественных работ 19 века, включавшую в том числе пять работ Сезанна и две Ван-Гога. Большие ожидания, связанные с весенними торгами, на которые будут выставлены эти работы, были подогреты появлением в каталоге еще двух значимых лотов – полотен Ренуара, выставленных на продажу финансистом Генри Крависом, который сделал выбор в пользу Phillips даже несмотря на то, что сам входил в совет директоров Sotheby’s.

Тем не менее, торги оказались неудачными, вероятнее всего вследствие того, что покупатели не доверяли установленным Phillips ценам, подозревая аукционный дом в денежной заинтересованности.
К этому времени несоразмерные траты и отсутствие финансовой отдачи начали тяготить Арно, и он потерял интерес к аукциону Phillips. В феврале 2002 года он продал свою долю акций де Пюри и другим инвесторам, после чего аукционный дом приобрел свое нынешнее название Phillips de Pury & Company. В 2004 году основной пакет акций был выкуплен Симоном де Пюри. В 2006 году оборот аукционного дома достиг 2,37 миллиарда евро. Однако затем компания претерпела реорганизацию и пережила не лучшие времена в период спада, когда организаторам торгов было трудно собрать достаточное количество интересных работ, чтобы привлечь покупателей.

В. Дубоссарский и А. Виноградов «Ночная тренировка», 2004 г.

Сегодня аукционный дом специализируется на работах современных художников и дизайнеров, фотографии и ювелирных изделиях. Со второй половины «нулевых» все более заметное место в каталогах Phillips начали приобретать работы художников из России и стран СНГ. Рекордом для советского и российского искусства послевоенного периода стала работа шестидесятника Ильи Кулакова «Жук», проданная на аукционе Phillips 2008 году за 2,93 млн фунтов.

В области современного российского искусства максимальную выручку принесла работа «Ночная тренировка» В. Дубоссарского и А. Виноградова, ушедшая за 132 тысячи фунтов. Привлекают внимание покупателей и произведения украинских художников: в 2009 году полотно Александра Ройтбурда «Прощай, Караваджо!» принесло 97 тысяч долларов, а в 2011 году его же картина «Прощание Гектора с Андромахой» ушла с молотка за 40 тысяч долларов.

Александр Ройтбурд «Прощай, Караваджо!», 2008 г.

Однако продажей работ художников с постсоветского пространства связи Phillips с Россией не исчерпываются. В 2008 году у аукционного дома появился новый владелец – контрольный пакет акций Phillips приобрела российская компания Mercury Group, принадлежащая Леониду Фридлянду и Леониду Струнину. Хотя сумма сделки не разглашается, ориентировочно она составила 60 миллионов долларов, из которых приблизительно половина ушла на покрытие долгов. Сегодня торги Phillips вызывают возрастающий интерес у российских арт-инвесторов, а финансовые показатели аукционного дома стремительно улучшаются.

по материалам   сети Интернет

подготовлено Дарьей Иванюшкиной

Related Posts

« »