Аукционный дом Bonhams

Аукционный дом Bonhams: 200 лет респектабельности. 1 часть

Окт 8 • антиквариат, аукционы • 2804 Просмотров • Комментарии ()

Один из старейших аукционов антиквариата

Антикварный аукционный дом, который носит официальное название Bonhams 1793 Ltd., не зря гордится датой своего основания. На сегодняшний день в мире сохранилось лишь четыре аукционных дома, которые могут похвастаться более чем двухвековой историей. Это Sotheby’s и Christie’s, а также Phillips и Bonhams, входящие в один консорциум. По объему продаж Bonhams занимает третью позицию в мире, уступая лишь Sotheby’s и Christie’s. Однако в отличие от мастодонтов аукционного рынка, Bonhams больше ориентирован на предметы среднего ценового диапазона, поэтому привлекает особенное внимание начинающих и ограниченных в средствах коллекционеров-антикваров. Поле деятельности Bonhams весьма широко: помимо произведений изобразительного искусства и антиквариата в сфере интересов британского аукционного дома также находятся старинные ювелирные украшения, мебель и предметы прикладного искусства, антикварные керамика и фарфор, раритетные автомобили, коллекционные вещи знаменитостей и многое другое.

Из эпохи Георга III

Хорас (Горацио) Уолпол – известный британский писатель, политик и коллекционер 18 века.


У истоков аукционного дома Bonhams стоял Томас Додд, знаток и ведущий коллекционер гравюр своего времени, человек с удивительной, причудливой судьбой. Томас Додд родился в семье истэндского портного в 1771 году. Уже в десять лет он покинул родной Лондон с оркестром юных музыкантов под управлением авантюриста, называвшего себя полковни ом де Во. Управляющий оркестра несколько раз «продавал» мальчика в подмастерья к мясникам, бродячим музыкантам, трактирщикам, но тот неизменно сбегал. К 1788 году, когда юноша вернулся в Лондон, он успел объездить половину Англии и освоить несколько ремесел, а также научился рисовать. Дома Томас сменил еще несколько профессий от лакея до директора школы и, наконец, в 1793 году приобрел небольшой магазинчик, где начал продавать старые книги и гравюры. С этой даты и ведет свое начало аукционный дом антиквариата Bonhams. Новый бизнес Томаса Додда быстро пошел в гору, его коллекция антиквариата стремительно расширялась. К 1806 году небольшой первоначально магазинчик уже дважды переезжал в помещения большего размера. Додду доверяли продажу библиотек и коллекций гравюр, принадлежащих самым известным собирателям своего времени (в том числе губернатору Багамских островов генералу Уильяму Доудсвеллу). В 1810-х годах Додд считался ведущим экспертом и одним из главных дилеров на весьма престижном в то время рынке букинистики и гравюр. Однако в то же время его предприятие стало клониться к закату.

Сложный период и новые решения на арт-рынке

В 1817 году под угрозой банкротства Додд оставил компанию и передал свои дела помощнику Джорджу Джонсу. Сам он не потерял интереса к искусству и начал масштабный труд, посвященный крупнейшим именам в истории мировой живописи, скульптуры, архитектуры и гравировки (из-за недостатка финансирования удалось издать только шесть томов). Помимо того он занимался каталогизацией собрания Бодлеанской библиотеки (Оксфордский университет), включавшей 50000 гравюр, а также коллекции известного писателя и антиквара Хораса Уолпола.

Оттиск «Поющий хор», 18 век.

Что касается Джорджа Джонса, который отныне торговал под собственным именем, он начал свое дело с продажи коллекции самого Томаса Додда (в настоящее время она хранится в Британском музее). Под его управлением бизнес процветал: с аукционов Джорджа Джонса с огромным успехом уходили самые знаменитые собрания гравюр и книг, причем многие торги имели поистине грандиозные масштабы – например, на аукционе в мае 1824 года было продано более 20000 печатных оттисков, не считая самих медных досок. В 1840 году аукционный дом стал заниматься не только гравюрами, но и произведениями «большой» антикварной живописи. Спустя десять лет сын Джорджа Джонса Генри, который принял управление фирмой от своего отца, заключил партнерство с Джорджем Бонэмом. Так в названии компании (Jones & Bonhams) появилась фамилия, представители которой стояли у ее руководства на протяжении следующих пяти поколений.

В последующие десятилетия в сферу интересов Jones & Bonhams вошло столовое серебро, предметы из бронзы и ювелирные изделия. К концу девятнадцатого века на торгах аукционного дома можно было купить практически любые предметы коллекционирования и роскоши, начиная от дельфтского, веджвудского и вустерского фарфора, живописи и гравюр до элитных вин, старинного оружия и рыцарских доспехов, мебели резного дерева. В 1879 году последний представитель рода Джонсов продал Бонэмам свою долю общего предприятия и отошел от дел. Начиная с этого времени и до 1986 года, компанию Bonhams всегда возглавляли представители семьи Бонэм. Под их руководством антикварный аукционный дом успешно миновал все превратности 20 века, оставаясь крупной, но сугубо английской компанией, действующей по преимуществу на территории Великобритании. Однако современная эпоха выдвинула новые требования, и в 1986 году у руководства Bonhams встали новые люди.

Новые горизонты для аукционного дома

Кристофер Элвес

На протяжении всего 20 века Bonhams являлся своего рода символом английской респектабельности, устойчивой «семейной» репутации и неизменно прибыльной работы. Позиции аукционного дома практически не поколебались даже после Второй мировой войны, когда в ходе бомбежек Лондона были последовательно разрушены три здания, которые занимала компания, а ее архив полностью погиб в пожаре.

Но к концу 1980-х годов ситуация изменилась. Стремительно развивающиеся Sotheby’s и Christie’s оттягивали на себя не только покупателей, но и ведущих экспертов Bonhams. Доходы компании стали снижаться, и в мире, где репутация означает многое, если не все, падение могло стать необратимым. В надежде переломить ситуацию и создать «новый» Bonhams, владельцы компании пригласили на позицию директора одного из ведущих экспертов Chrisitie’s Кристофера Элвеса.

Чтобы вернуть Bonhams на рынок антиквариата, новый управляющий сконцентрировал свои усилия на областях, где продажи традиционно были не такими большими, вследствие чего эксперты Sotheby’s и Christie’s не уделяли им первостепенного внимания. Таким образом, Bonhams захватил такие перспективные ниши, как антикварная и авторская керамика. В начале 90-х годов новый отдел керамики Bonhams провел несколько торгов, которые привлекли большое внимание ценителей. В числе прочих интересных лотов на этих аукционах было продано несколько антикварных полотен работы Пикассо.

Между тем мировая конъюнктура не благоприятствовала главным британским конкурентам Bonhams. В 1993 году вступил в действие Маастрихтский договор об образовании Евросоюза. Вследствие этого все предметы, ввозимые с континента на территорию Англии для продажи, были обложены 2,5-процентным налогом. В то же время Париж открыл собственный аукционный рынок и стал активно теснить Лондон с позиций мировой столицы аукционов, а продажи в США, недавно практически нулевые, многократно выросли и сравнялись с выручкой английских антикварных аукционов.

Аукционный дом Bonhams, который в это время действовал исключительно в Великобритании и практически ничего не импортировал с континента, с одной стороны оказался нечувствителен к внешним потрясениям, а с другой – получил отличные шансы для быстрой экспансии за рубеж. И эти шансы были использованы в полной мере.

Материал подготовлен Дарьей Иванюшкиной

Related Posts

« »