Аукцион Carte Blanche и другие торги Phillips de Pury в 2010 – 2011 гг.: неожиданный подход и феноменальный результат

Май 16 • Christie’s, Poly International Auction, аукционы • 6439 Просмотров • Комментарии ()

Phillips de Pury. Аукцион Carte Blanche.

Аукционные торги

2010—2011 годы стали для аукционного дома Phillips de Pury необычайно урожайными. Осенью 2010 года выручка на крупнейших в истории аукционного дома торгах современным искусством составила приблизительно 137 млн долларов, а в ноябре 2011 года торги и благотворительный аукцион в поддержку музея Гуггенхайма принесли более 70 млн долларов.
Подобные показатели для Phillips de Pury близки к рекордным: стоит напомнить, что общий оборот аукционного дома в 2009 году составил лишь 50 млн долларов, что также считалось весьма неплохим результатом. Своим столь громким успехом аукционный дом, несомненно, обязан своей новой стратегии, в которой организаторам торгов удается сочетать агрессивный маркетинг и весьма привлекательные для продавцов и инвесторов предложения.

Эффект «Карт-бланш»

Наиболее «денежной» идеей для аукциона Phillips de Pury в 2010 году стала оригинальная концепция «Карт-бланш» (Carte Blanche). В рамках этой концепции прерогатива по созданию каталога грядущего аукциона передается приглашенному куратору торгов, который создает коллекцию, опираясь на собственный вкус – а также, конечно, на свои связи среди художников и коллекционеров. Первым куратором «Карт-Бланш» стал Филипп Сегало, в прошлом глава отдела современного искусства аукциона Christie’s, а ныне авторитетный частный арт-дилер.

Маурицио Каттелан «Стефани», 2003г.

Благодаря приглашенному куратору на торгах «Карт-Бланш» было представлено 33 ценных работы, в том числе произведения, расстаться с которыми их владельцев не уговорил бы, пожалуй, никто, кроме Филиппа Сегало. По признанию самого Сегало, коллекция «Карт-Бланш» стала для него своего рода автопортретом. «Заглавным» лотом выставки явилась поясная восковая скульптура супермодели Стефани Сеймур, выступающая из стены подобно носовой фигуре галеона или охотничьему трофею. Произведение Маурицио Каттелана напоминает о временах работы Сегало в Christie’s, где ему довелось много заниматься творчеством этого художника и свести с ним крепкую дружбу. «Портрет Марселя Бриена» 1992 г. Феликса Гонсалеса-Торреса – это воспоминание о первой самостоятельной покупке Филиппа Сегало, которой стала инсталляция именно этого художника. Ну а самая дорогая работа каталога, принесшая половину общей выручки аукциона – это шелкография Энди Уорхола «Мужчины ее жизни» 1962 г., посвященная знаменитой актрисе Голливуда Элизабет Тейлор. Эта работа также имела для Сегало личный смысл – его самые яркие, еще детские впечатления о современном искусстве создала увиденная в нью-йоркском Музее современного искусства работа того же Уорхола, посвященная другой королеве Голливуда – «Золотая Мерилин».
Больше всего, как и ожидалась, принесла работа Уорхола, ушедшая с аукциона за 63 млн долларов. Другие впечатляющие суммы выложили новые владельцы «Автопортрета» Жан-Мишеля Баскии 1982 г. (4,6 млн), «Портрета Марселя Бриена» Гонсалеса-Торреса (4,6 млн), «Большой призрак № 16» Томаса Шютте (4,1 млн), «Стефани» Маурицио Каттелана (2,4 млн). В целом конечная стоимость практически всех работ превысила эстимейт, непроданными остались лишь 3 лота. После окончания аукциона «Карт-Бланш» в нью-йоркской галерее Phillips de Pury состоялись и традиционные «календарные» торги аукционного дома, посвященные современному искусству. Для этого аукциона были отобраны 26 работ, в том числе «Две фигуры» Роя Лихтенштейна и «Гусеница на стремянке» Джеффа Кунса. Общая выручка двух аукционов составила 137 млн долларов, что стало для Phillips de Pury рекордом за долгие десятилетия.
Таким образом, идея «Карт-Бланш» доказала свою эффективность. Организаторы не исключают, что в будущем подобный аукцион будет повторен: на роль приглашенных кураторов рассматриваются Сэм Келлер, экс-директор ярмарки Art-Basel, а в настоящее время директор базельского «Фонда Байелера», или американский финансист, продюсер и коллекционер Петер Брант.

Продолжение успеха на аукионах

Энди Уорхол «Лиз №5″ , 1963 г.

После успеха 2010 года общественность с нетерпением ожидала новых торгов Phillips de Pury, гадая, удастся ли аукционному дому закрепиться на достигнутых высотах. На весенних торгах 2011 года компания закрепила взятый вес: общая стоимость проданных работ современных художников составила кругленькую сумму в 98,8 млн долларов. Самым дорогим лотом аукциона стала работа Энди Уорхола «Лиз № 5», ушедшая за 26,9 млн долларов. Кроме того, свой вклад в общую копилку внесли другие работы родоначальника поп-арта: «Цветы» (8,1 млн долларов), «Третий глаз» (7 млн долларов, в два раза выше заявленного эстимейта), «Мао 10» (3,5 млн долларов).

Еще одной интересной стратегией Phillips de Pury последних лет стала организация «тематических» аукционов, посвященных музыке, Латинской Америке, Нью-Йорку и т.д. Для поклонников современного российского искусства наибольший интерес представляют аукционы, посвященные художникам из стран-участниц клуба БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай).

Илья Кабаков «Праздник № 10″, 1987 г.

Уже первый подобный аукцион, состоявшийся в Лондоне 2010 году, показал большой интерес к представленным работам, в том числе и художников из нашей страны. Рекордом вечерней сессии второго аукциона, прошедшей в апреле 2011 года, стала продажа картины концептуалиста Ильи Кабакова «Праздник № 10», которая принесла 1,5 млн фунтов стерлингов (эстимейт 1,5 – 2,5 млн. стерлингов). Из других топ-лотов российских художников, нашедших своих покупателей, нужно упомянуть работу «После дождя» Олега Васильева (63,6 тыс. фунтов стерлингов) и две картины в стиле гиперреализма Семена Файбисовича (145 фунтов стерлингов каждая). Солидную выручку принесли полотна китайских художников («Маска № 21» Цзена Фаньчжи – 993 тыс. фунтов, фотосерия китайского диссидента Ай Вейвея – 145 тыс. фунтов) и индийского автора Рашида Рана («Вуаль IV», 301 тыс. фунтов). Общая стоимость проданных на аукционе работ составила 6 млн фунтов, причем наиболее ликвидны оказались работы китайских художников (продано 62,3% выставленных на торги лотов за 2,7 млн фунтов), а почетное второе место заняли россияне (54,4%, 2,1 млн фунтов).

Сай Тумбли «Без названия», 2006 г.

Последним значимым событием в мире современного искусства от Phillips de Pury в 2011 году стали осенние торги, в которых календарный аукцион был совмещен с благотворительными торгами в пользу Музея Гуггенхайма. Благотворительный аукцион, куратором которого выступила Мария Байбакова, принес выручку в более чем 2,5 млн долларов. Среди 22 лотов, специально созданных именитыми художниками для данных торгов, наиболее дорогим произведением оказалась инсталляция Маурицио Кателлана «Другие» (580 тыс. долларов). Из 45 работ, предложенных в рамках основного аукциона, своих покупателей нашли 37, в том числе все топ-лоты. Больше всего принесли работы Сая Тумбли «Без названия» (9 млн долларов) и Энди Уорхола «Девять золотых Мэрилин» (7,9 млн).
Таким образом, работа под эгидой российской компании Mercury, выкупившей Phillips de Pury всего несколько лет назад, явно пошла аукционному дому на пользу. Хотя, несмотря на внушительные результаты последних двух лет, доля Phillips de Pury на рынке по-прежнему не превышает 10%, необычный подход к организации торгов дает очевидные результаты. Насколько устойчивой окажется эта динамика, пока предсказывать трудно. Но в том, что аукционный дом Phillips de Pury уже сегодня является необычным и крупным явлением в области торгов современным искусством, эксперты едины.

Related Posts

« »