Антикварный фарфор Германии и Австрии: знаменитые имена — 2 часть

Май 3 • антиквариат, аукционы • 4138 Просмотров • Комментарии ()

Новая эпоха европейского фарфора

Супница серии Neuosier. Фарфор, Konigliche Porzellan Manufaktur, роспись Фридриха Мейера, 1776 г. Частная коллекция.

В 50-х годах 18 века Европу захлестнула Семилетняя война, и немецкие земли оказались в ее эпицентре. В 1756 году прусские войска захватили Саксонию. Мейсенская мануфактура подверглась значительным разрушениям, мастера были вывезены в Берлин, а технология фарфора была рассекречена. В течение нескольких последующих лет количество маленьких предприятий по производству фарфора на немецких землях росло с лавинообразной скоростью. Подавляющее большинство из них не оставили нам сколь-нибудь заметных художественных произведений и просуществовали всего пару десятилетий. Однако были, разумеется, и исключения. Уцелевший европейский фарфор того периода, дошедший до современного рынка антиквариата, нередко становится главным лотом на аукционах.

Второе дыхание европейского фарфора

В 1755 году появилась мануфактура Frankenthal, также названная по местечку, в котором была основана. Компания наиболее известна статуэтками в стиле рококо работы Иоганна Ланца, а также Иоганна и Карла Люеков. Изделия Frankenthal были посвящены итальянским маскам комедии дель арте, историческим и мифологическим персонажам, также существовала серия «Урок музыки» и несколько серий в восточном стиле. Статуэтки Frankenthal отличались изобретательностью композиции, изяществом формы и яркостью эмалевых красок.
В 1763 году, выкупив обанкротившееся предприятие Иоганна Эрнста Гоцовского, прусский император Фридрих Великий основал Берлинскую мануфактуру, торговой маркой которой стала аббревиатура KPM (Konigliche Porzellan Manufaktur). На мануфактуре работали скульпторы Мейсена, например, братья Мейер. Именно они и создали наиболее самобытные и изысканные фарфоровые произведения под маркой KPM, в том числе столовые сервизы для королевских дворцов во Вроцлаве и Сан-Суси, а также сложнейшее настольное украшение для сервиза российской императрицы Екатерины II, состоящее из многочисленных фигур и тщательно проработанных, оригинально решенных скульптурных композиций. Хотя считается, что Берлинской мануфактуре не удалось достичь высот Мейсена времен расцвета, клеймо KPM имело настолько большой авторитет, что нередко подделывалось более мелкими производителями.
В ряду самых известных центрально- и восточноевропейских производителей фарфора прошлых веков нельзя не отметить мануфактуру Herend, которая расположена недалеко от Будапешта и когда-то находилась на территории Австро-Венгерской империи. Компания была основана в 1826 году Винце Штинглом, который, однако, не сумел добиться значительного успеха и в 1839 году продал компанию Мору Фишеру. Понимая, что не сможет на равных конкурировать с именитыми производителями, тот избрал для своего предприятия особую нишу – имитацию старинных фарфоровых изделий производства Мейсена, Севра и Китая.

Сервиз королевы Виктории Herend с росписью в одноименном стиле. Фарфор, 1851 г.

Фамильный европейский фарфор

Действительно, сервизы фамильного фарфора за десятилетия эксплуатации неизбежно утрачивали многие предметы. Ну а мануфактура предприимчивого Фишера предлагала возможность восстановить разбитые чашки, блюда и другую утварь. Копии выполнялись настолько точно, что порой их было невозможно отличить от оригинала. Такую ошибку, согласно известному историческому анекдоту, совершил король Сардинии, заказавший Фишеру восполнение недостающих предметов драгоценного старинного китайского сервиза и впоследствии спутавший свой собственный оригинальный фарфор с «новоделом».
Накопленный опыт, предпринимательские способности и художественное чутье вскоре позволили Мору Фишеру создавать подлинные шедевры и под собственной маркой. На Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году королева Великобритании Виктория, впечатленная красотой и качеством фарфора Herend, заказала Фишеру огромный столовый сервиз. Он был выполнен в китайском стиле с росписью в виде цветов и бабочек, получившей название в честь королевы. Примеру августейшей англичанки последовали многие другие монархи, аристократы и миллионеры (например, Эстергази, император Франц Иосиф, Ротшильды). Изделия Herend вошли в моду, на последующих мировых выставках компания удостоилась высших наград – всего с 1851 по 1937 гг. продукция Herend получила 24 золотые медали и гран-при.
Антикварный фарфор производства Саксонии, Пруссии и Австро-Венгрии – это настоящая классика «белого золота», сочетающая в себе изящество скульптурных решений, декоративное богатство росписи и высочайшее качество материала. Фарфоровые изделия 18 века под марками Meissen, Royal Vienna, Nymphenburg являются гордостью музейных собраний и привлекают огромное внимание ценителей на аукционах. Однако в девятнадцатом веке многие ведущие производители обратились к академизму, копируя собственные старинные образцы, а потому в антикварных салонах сегодня представлено множество более молодых «авторских копий», практически не уступающих музейным аналогам и вполне доступных по своей стоимости для частных коллекционеров.

Related Posts

« »