Супница, фарфор, Венская мануфактура периода дю Пакье (1735 г). Музей Метрополитэн, Нью-Йорк, США. На крышке можно видеть герб Российской империи. «Венский сервиз» был подарен императором Карлом VI Габсбургом российской императрице Анне Иоанновне. Сервиз  хранился в петербургском Зимнем Дворце до 1922 г., когда был разделен и продан по частям.

Антикварный фарфор Германии и Австрии: знаменитые имена — 1 часть

Апр 30 • антиквариат, аукционы • 8348 Просмотров • Комментарии ()

Немецкий и австрийский фарфор

Сегодня немецкий и австрийский фарфор относится к элите мирового фарфорового производства. Meissen, Wien Augarten, Rosenthal, Hutschenreuther, Fürstenberg – для просвещенного поклонника тонкой керамики эти названия звучат, как музыка. Изделия австрийской и немецкой фарфоровой промышленности знамениты своим качеством и красотой. Еще больший интерес для знатока представляют старинные изделия, созданные на родине европейского фарфора. От импозантных канделябров до миниатюрных расписных пуговиц, от пышных столовых сервизов до грациозных статуэток – выбор немецкого антикварного фарфора огромен, а фарфоровые изделия под марками прусских, саксонских и австро-венгерских производителей сегодня так же восхищают ценителей, как и триста лет назад. Германский фарфор, дошедший до нас, очень высоко ценится на сегодняшнем рынке антиквариата,  и зачастую становится топ-лотом на проводимых аукционах.

Старейшие производители немецкого фарфора

Супница, фарфор, Венская мануфактура периода дю Пакье (1735 г). Музей Метрополитэн, Нью-Йорк, США. На крышке можно видеть герб Российской империи. «Венский сервиз» был подарен императором Карлом VI Габсбургом российской императрице Анне Иоанновне. Сервиз хранился в петербургском Зимнем Дворце до 1922 г., когда был разделен и продан по частям.

Первый фарфор европейского производства был создан на королевской мануфактуре в саксонском городке Мейсен, после того как в 1709 году алхимик Иоганн Беттгер, работавший под покровительством саксонского курфюрста Августа Сильного, разгадал химическую формулу «белого золота». Изделия Мейсенской мануфактуры стремительно приобрели популярность в аристократической Европе. Хотя в первые годы производства мейсенский фарфор нес на себе печать вторичности, подражая по оформлению китайской утвари и статуэткам, уже через полтора десятилетия фарфоровые произведения, выполненные мейсенскими мастерами, приобрели хорошо выраженный собственный стиль. Большой вклад в создание знаменитой многоцветной росписи внес художник-эмальер Иоганн Грегориус Херольдт. А скульпторы-модельеры Иоганн Иоаким Кендлер и Иоганн Готлиб Кирхнер открыли новое измерение пластических возможностей фарфора, создав удивительные по реалистичности статуэтки животных и птиц в натуральную величину, которые являются гордостью собраний ведущих музеев мира.

Производство фарфора

Тайна производства фарфора, доставшаяся саксонскому курфюрсту с таким трудом, тщательно оберегалась. Однако сохранить ее в Центральной Европе, состоявшей в 18 веке из множества конкурирующих княжеств, было не в пример труднее, чем в далеком Китае. Появление первых немецких фарфоровых изделий вдохновляло на повторение успеха многих предпринимателей в соседних государствах. Одним из них был уроженец Трира Клавдий Иннокентий дю Пакье, основавший второе по старшинству в Европе производство фарфора – Венскую мануфактуру.
Разгадка коммерческой тайны Мейсена потребовала от дю Пакье больших усилий. После ряда собственных опытов, не принесших желанного результата, он сосредоточился на промышленном шпионаже. Считается, что для строительства собственных печей для обжига фарфора дю Пакье воспользовался чертежами мейсенских печей, перекупленных у родственника Иогана Беттгера. Ну а сам рецепт создания фарфоровой массы дю Пакье узнал у мастера Самуэля Штельтцеля, которого переманил в Вену из Мейсена в 1718 году. Впрочем, предприятие дю Пакье почти сразу столкнулось с финансовыми трудностями – покупателей на довольно дорогой фарфор было немного и производство «белого золота» оказалось нерентабельным. Уже в 1720 году Штельтцель бежал обратно в Мейсен, предварительно испортив уже готовую фарфоровую массу и разрушив печь для обжига. С Штельтцелем уехал и самый перспективный художник мануфактуры, молодой Иоганн Херольдт, а дю Пакье пришлось восстанавливать производство практически с начальной точки.

Венская мануфактура - фарфор в стиле «шинуазри»

Сундучок с игральными принадлежностями. Фарфор с монохромной росписью и позолотой, золото, бриллианты. Венская мануфактура периода дю Пакье (1735 – 1740 гг.) Собрание фонда Института Искусств, Чикаго, США.

До 1730 годов на Венской мануфактуре производился главным образом фарфор в стиле «шинуазри», который нередко маркировался стилизованными китайскими клеймами. В дальнейшем фирма перешла на производство изделий в стиле венского барокко, однако собственной марки у нее по-прежнему не было. Тем не менее, на мануфактуре создавались весьма изящные и дорогие изделия – например, «Венский сервиз», подаренный Карлом IV российской императрице Анне Иоанновне, или изумительный кабинет графа Дубского, в котором вся мебель, люстры и предметы декора были полностью выполнены из фарфора. Изделия Венской мануфактуры характеризуются чрезвычайным богатством и художественной зрелостью отделки, использующей наложенные и выписанные цветы и золотую сетку.
В 1744 году долги и отсутствие большого спроса вынудили дю Пакье продать свое предприятие императрице Австро-Венгрии Марии Терезии, и фарфор Венской мануфактуры стал маркироваться «щитом», позаимствованным с герба правящей династии. Под государственным управлением мануфактура просуществовала до 1863 года, когда за нерентабельностью была закрыта. Производство было возобновлено в дворцовом комплексе Аугартен, и сегодня Augarten Wien является одним из крупнейших в Европе производителей фарфора. Впрочем, новое рождение фабрики пришлось лишь на двадцатые годы прошлого века.

Произведения из европейского фарфора

В 18 веке технология производства фарфора постепенно распространялась по немецким землям. В 1746 году была основана третья фарфоровая мануфактура – Hoechst. У ее истоков стоял выходец из Мейсена, художник Адам Фридрих фон Левенфинк. Неудивительно, что продукция Hoechst первоначально подражала по декоративному оформлению мейсенскому фарфору. Наиболее самобытные изделия Hoechst относятся к 1767 – 1779 гг., когда на мануфактуре работал скульптор-модельер Иоганн Петр Мельхиор. Именно ему мы обязаны высокохудожественными изделиями, которые представляют наибольший интерес для коллекционера: живописными, сентиментальными статуэтками и небольшими скульптурными группами, посвященными религиозной тематике, мифологическим сюжетам или изображавшими пасторальные сценки.
В 1747 году были основаны еще две мануфактуры, изделия которых заслуживают особого внимания коллекционера старинного немецкого фарфора. Первая из них, сначала базирующаяся в Мюнхене, а затем перебравшаяся в замок Нимфенбург, носила название Nymphenburg. Сегодня под этой маркой больше всего ценятся неповторимые, реалистичные и нежные статуэтки, созданные в 1754 – 1763 гг. модельером Францем Антоном Бустелли – персонажи итальянской комедии дель арте, кокетливые дамы в кринолинах, бюсты знаменитостей, пасторальные скульптурные композиции и т.д. В том же 1747 году в замке Фюрстенбург была основана мануфактура под тем же названием (Furstenburg). Изделия этой фирмы пользовались определенным спросом, хотя и не сравнились по мастерству художественного исполнения с изделиями лучших фарфоровых производителей. Наиболее известны вазы в стилях рококо и неоклассицизм, которые производились в Фюрстенбурге в 1760 – 1790 гг.

Related Posts

« »