Антиквариат – это выгодно

Янв 16 • антиквариат, аукционы • 2119 Просмотров • Комментарии ()

Глобализация рынка антиквариата и предметов искусства

Джексон Поллок Номер 5

Джексон Поллок Номер 5, $140 млн, 2006, Сотбис

В середине прошлого века крупнейшие антикварные аукционы (которые все родом из Англии) вывели бизнес за пределы национальных границ. На волне общего процесса глобализации стал формироваться широкий международный рынок. Он достаточно стабилен: цены на антиквариат подвержены некоторым колебаниям, но при этом имеют устойчивую общую тенденцию к росту. Произведения искусства выглядят привлекательным объектом для капиталовложений. Покупать антиквариат престижно — и при этом выгодно. Когда в 1966 г. газета The Times стала публиковать графики и таблицы с ценами на произведения искусства, они росли на 25-200% в год. Своего апогея этот процесс достиг в 80-х.

Сегодня, в условиях экономического кризиса, рынок антиквариата переживает, возможно, не самый лучший свой период, но в целом чувствует себя вполне уверенно. На фоне всевозможных финансовых обвалов число желающих инвестировать средства в произведения искусства только растет. Среди коллекционеров-инвесторов — как частные лица, так и корпоративные структуры. Проблемой аукционных домов стало нынче не отсутствие покупателей, а недостаток новых коллекций для торгов.

В 2009 г. Christie’s провел распродажу собрания живописи Ива Сен-Лорана – модернизм, ар-деко, старые мастера, произведения античности. Торги оказались одними из самых успешных за всю историю аукционного дома. Общий сбор составил 374 млн. евро. Sotheby’s ответил не столь сенсационной, но вполне убедительной продажей коллекции другого почившего кутюрье, Джанни Версаче — за 7,5 млн. фунтов стерлингов.
На ежегодной конференции CINOA, проходившей в июле 2011 г. в Санкт-Петербурге, были обнародованы последние данные мониторинга рынка произведений искусства и антиквариата.

Мировой арт-рынок, по подсчетам экспертов CINOA, составляет сегодня 40-45 млрд. долларов. Основная доля от общего объема продаж приходится на США — 34%, Китай — 23% и Великобританию — 22%. Далее: Франция — 6%, Германия — 5%, Восточная Европа — 4%, Россия — 2%. Объектом инвестирования становятся не только предметы антиквариата, но и сами аукционные дома. Так в 2008 г. контрольный пакет акций крупной аукционной фирмы Филлипс де Пюри (Phillips de Pury) был приобретен российской частной компанией Mercury – владельцем сети бутиков модной одежды и дистрибьютором элитных автомобилей.

Чем Рембрандт хуже Винсента?

Рембрандт Харменс ван Рейн. «Автопортрет»

Рембрандт Харменс ван Рейн. «Автопортрет»

«Продажа картин это что-то вроде торговли тюльпанами. Пока художник жив, у него больше минусов, чем плюсов», – писал в 1889 г. Винсент ван Гог своему брату Тео, арт-дилеру, в письме из психушки. Творческая судьба Ван Гога – продлившаяся за грань его физической жизни — может служить подтверждением его слов. Ван Гог умер в нищете. Спустя сто лет «Портрет доктора Гаше» (лечащего врача художника) был продан на аукционе Christie’s за $82,5 млн. Другой голландец, Рембрандт ван Рейн, к концу дней своих тоже не нажил богатства. Сегодня его картины стоят несколько дешевле, чем картины Ван Гога. Где-то на 20-30%. Значит ли это, что Рембрандт на 20% хуже? Если вопрос показался вам абсурдным или риторическим, это не совсем так.

Директор российского отделения аукциона Sotheby’s Михаил Каменский уверен, что аукционная цена связана с художественной ценностью произведения лишь опосредованно. «Аукционный дом – это агент между продавцом и покупателем, — объясняет Каменский, — он демонстрирует инвестиционную привлекательность картины, но не талант ее автора». Художники, представленные на ведущих аукционах, уже утвердились как значительные авторы, уже завоевали мировую славу. Это произошло не за счет продаж, а благодаря выставкам, премиям, экспонированию в музеях, статьям и книгам об искусстве. Что же до сверхвысоких цен – то они зачастую связаны с азартом покупателей во время торгов.

С этим мнением не согласен эксперт антикварного рынка Дмитрий Буткевич. Он считает, что только аукцион дает хоть какую-то точку отсчета для определения столь субъективной категории, как ценность произведения искусства. Недавняя встреча оппонентов в студии программы «Культурная революция» на телеканале «Культура» показала, что у искусствоведов, музейных работников, галеристов нет единого мнения по этому вопросу. Влияние аукционов на наши представления о художественной ценности произведений искусства остается предметом спора специалистов. При этом не вызывает сомнений роль аукционов в формировании антикварного рынка. Антиквариат — это не просто старинное или редкое. Слово «антиквариат» употребляется в контексте торговли — это то, что продается и находит покупателя.

Related Posts

« »