Чайник, 1746 – 1748 г. Фарфор, мануфактура Limehouse (Лондон). Расписан растительными мотивами под Какиемон в том же стиле, что и китайская чашечка 1700 – 1720 г. (рядом). Возможно, чайник и чашка были расписаны одним и тем же мастером в Голландии (или голландцем, работавшим в Англии). На примере двух предметов отчетливо видна разница между настоящим (китайским) и ранним искусственным (английским) фарфором.

Английский стиль: знаменитые производители фарфора Великобритании — 1 часть

Апр 22 • английский фарфор, антиквариат, аукционы • 4477 Просмотров • Комментарии ()

Английский фарфор

На протяжении веков сияющий, белоснежный, великолепно расписанный фарфор был для европейцев символом роскоши, показателем статуса и объектом страстного коллекционирования. Но, пожалуй, ни в одну культуру в Европе фарфор не вошел так глубоко, как в английскую, с ее знаменитой традицией чаепитий и преклонением перед изящными произведениями прикладного искусства. Неудивительно, что разгадка тайны китайского фарфора в свое время была для английских гончаров своего рода делом чести. И все же, несмотря на это, собственный фарфор в Великобритании появился значительно позже, чем в Германии, Франции и Италии. Европейский фарфор, доживший до современности,ценится на рынке антиквариата,  и его коллекции нередко становятся главными лотами на антикварных аукционах.

Эксперименты по созданию фарфора

Чайник, 1746 – 1748 г. Фарфор, мануфактура Limehouse (Лондон). Расписан растительными мотивами под Какиемон в том же стиле, что и китайская чашечка 1700 – 1720 г. (рядом).

Причина этому кроется, конечно, не в том, что английские производители уступали своим более удачливым континентальным коллегам в изобретательности, упорстве или технической подкованности. В 17 веке последовательные эксперименты по созданию фарфора велись во многих районах Великобритании – в частности, похожий на фарфор материал был обнаружен при раскопках в Фулэме (современный Лондон) на месте гончарной мастерской некоего Джона Дуайта. Фарфороподобная смесь была изготовлена приблизительно в 1670 г., хотя, судя по всему, эксперименты Дуайта так и не принесли стойкого результата. На пути английских гончаров стояло огромное препятствие: на Британских островах нет месторождений белой глины (каолина), без которой производство настоящего фарфора было невозможно.

Мастера фарфоровых дел Великобритании пытались преодолеть эту проблему различными способами. Томас Фрай и Эдвард Хейлин, основатели одной из первых фарфоровых мануфактур Bow (Боу), предполагали даже завозить белую глину из Америки. Однако с финансовой точки зрения этот прожект оказался совершенно бесперспективным, а потому и сами Фрай и Хейлин, и их многочисленные последователи избрали более доступный способ изготовления мягкого (искусственного) фарфора на основе смеси глины с различными присадками (стеклянный порошок, костяная зола, мыльный камень и т.д).

Мягкий фарфор

Кувшинчик для сливок, 1753 г. Мануфактура в Вустере (Worcester), мягкий фарфор (с использованием мыльного камня), роспись цветной эмалью. Музей Виктории и Альберта, Лондон, Великобритания.

Этот фарфор очень красив – он пропускает свет, отличается белизной и тонкостью черепка, более мягкий исходный материал дает огромные пластические возможности, а обжиг при сравнительно низких температурах позволяет использовать более живые и яркие краски. Но вот по части прочности мягкий фарфор (особенно, его ранние формулы) значительно уступал твердому: некоторые изделия лопались при контакте с кипятком, другие пропускали влагу.
В изделиях раннего английского фарфора традиционная форма (позаимствованная у посуды из драгоценных металлов) сочеталась с несколько наивной росписью «под Китай» в стиле «шинуазри». Сегодня стоимость антикварных изделий этого периода обусловлена главным образом их редкостью – например, в самой Великобритании высоко ценятся фарфоровая посуда лондонской компании Limehouse, просуществовавшей всего 3 года.

Английский фарфор раннего периода

Столь недолгая жизнь была уделом многих мануфактур начального периода производства английского фарфора. Маленькие компании, напрямую копировавшие китайские образцы и ориентировавшиеся на небогатую клиентуру, обычно довольно быстро приходили в упадок и разорялись по мере того, как в моду входили более тонкие и оригинальные изделия. Наибольшей финансовой устойчивостью обладали крупные производители, которые специализировались на европейской по стилю керамике для богатых и разборчивых покупателей. Некоторые из таких фирм, созданных еще в 18 веке, продолжают работу и в наше время.

Related Posts

« »